По словам гендиректора Туринской горнорудной компании Олега Зубкова, его предприятие осваивает Северо-Калугинское месторождение, балансовые запасы которого - 0,5 миллиона тонн золота, серебра, меди, цинка и металлов платиновой группы. В 2017 году получили заключение госэкспертизы на проект нового подземного рудника, в 2019-м начали его строить. Вложения в проект превысили 1,2 миллиарда рублей, в том числе в основной капитал - 600 миллионов, было создано 150 рабочих мест. Несмотря на то что производство вышло в 2022-м на плановые объемы, инвесторы оказались в минусе. Сказалась не только нестабильность цен на металлы на мировом рынке, но и то, что коэффициент ренты (к-рента) по платиноидам вырос до 3,5. Спасло ситуацию лишь заключение соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) с регионом. По его условиям бизнес смог вернуться к коэффициенту 1, снизив общий размер НДПИ более чем в два раза.
Проблема коснулась не одного предприятия, подтверждает свердловский бизнес-омбудсмен Елена Артюх.
- У меня на приеме было семь недропользователей. Одни уже подали письменную жалобу, остальные готовят. В связи с изменением регулирования на федеральном уровне в 2021 году у компаний, добывающих платиноиды, налоговая нагрузка увеличилась в 3,5 раза при прежних параметрах проектов. Теперь они в размышлениях, не заморозить ли рудники. Ведь не каждый может заключить СЗПК, - говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей.
Жалобы возникли на стадии налоговых проверок: ФНС и предприятия разошлись в толковании объекта налогообложения. Дело в том, что в сентябре 2021 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, которые изменили порядок расчета НДПИ, поясняет советник бизнес-омбудсмена Екатерина Сонина. Если раньше его размер определялся умножением налоговой базы на ставку, то теперь учитывается еще и к-рента. Она может быть от 0 до 3,5 в зависимости от географии, стадии разработки и вида полезного ископаемого. Налоговая служба для платины использует коэффициент 3,5, поскольку рассматривает ее добычу как самостоятельный объект налогообложения. Но на Среднем Урале платина есть только на россыпных месторождениях, то есть извлекается в виде концентрата, включающего также золото и другие виды драгметаллов. А для такого сырья действует к-рента 1 и ставка НДПИ 6,5 процента вне зависимости от уровня содержания разных компонентов. По этому поводу даже есть разъяснения Минфина РФ. Налоговые органы, к сожалению, их игнорируют, а суды ссылаются на то, что это не нормативный акт.
- Правоприменительная практика пока складывается не в пользу бизнеса. С учетом того что платина на рынке стоит уже в два раза дешевле золота, ее добыча становится убыточной, что несет риски отзыва лицензий и закрытия производств, а значит, и отказа от аренды участков, что скажется на доходах уже регионального бюджета (тогда как 87 процентов НДПИ идет в федеральную казну. - Прим. ред.), - подчеркивает Сонина.
Поправки в Налоговый кодекс внесли по инициативе правительства РФ, чтобы сырьевые отрасли поделились сверхдоходами. Ориентировались, судя по всему, на крупные горнодобывающие комплексы, которые входят в состав металлургических холдингов. Но те смогли добиться поблажек, в частности, для некоторых участков на территории Красноярского края к-рента составила всего 0,2 - чтобы бизнес не бросил разработку месторождений, которые вдруг стали нерентабельными. Также удалось отложить ввод повышающего коэффициента для новых проектов, по которым заключены СЗПК.
Что остается артелям, не способным инвестировать сразу 200 миллионов рублей? Именно такой минимальный порог установлен для региональных СЗПК. Елена Артюх предложила инвестсовету оценить, сколько недропользователей в Свердловской области в принципе соответствует критериям такого соглашения. Хотя уже сейчас можно предположить, что это будут единицы. Значит, надо выходить с инициативой на федеральный уровень: либо корректировать правоприменительную практику, либо вносить примечания в Налоговый кодекс. Эти предложения планируют включить в ежегодный доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей в РФ.
Справка РГ
По данным Роснедр, на 15 марта 2021 года в Свердловской области на балансе числилось 87 месторождений металлов платиновой группы с суммарными балансовыми запасами 31 тысяча килограммов и забалансовыми свыше 57 тысяч. В целом на долю нашей страны приходится 27 процентов мирового рынка платины, но безусловный лидер ЮАР (53 процента) в 2022-м столкнулся с проблемами логистики и дефицитом генерации в 4-6 гигаватт, что негативно отразилось на уровне добычи. Острее всего ощутил дефицит автопром: палладий и платина используются в автокатализаторах. Также платина является стратегическим металлом: она идет на производство продукции для нужд Минобороны РФ.