Кого все-таки готовит ваш университет - педагогов или инженеров?
Валерий Дубицкий: Свердловский инженерно-педагогический институт был основан в 1979 году и стал первым в стране вузом такого профиля. Задача перед ним стояла такая же, как сейчас,- готовить кадры для индустриальных партнеров. Предприятиям нужны были те, кто умеет работать не только с механизмами, но и с людьми. Именно педагогическая подготовка специалистов легла и в основу концепции нынешнего РГППУ, недаром в структуре университета есть институты инженерно-педагогического, психолого-педагогического и гуманитарного, социально-экономического образования, физической культуры и спорта. Такого комплекса направлений подготовки нет больше ни в одном вузе России.
В чем отличие вашего университета от "обычного" педагогического?
Валерий Дубицкий: Подготовку педагогов в России ведут 34 педуниверситета, подведомственные Минпросвещения России, и чуть более 200, подведомственных Минобрнауки России. При этом число выпускников в вузах двух ведомств примерно одинаковое. Но подготовка специалистов в РГППУ принципиально отличается от обучения в профильных педагогических вузах, например в Уральском государственном педуниверситете (УрГПУ). Последний готовит учителей для школ по 10 предметным областям, а мы реализуем образовательные программы подготовки педагогов для системы среднего профессионального образования, мастеров производственного обучения. Это педагоги для колледжей, готовящие специалистов среднего звена в широком диапазоне: от сферы высоких технологий в сварке и плазменной обработке материалов, электроэнергетики и транспорта до дизайна интерьера и технологии имиджа в индустрии.
Где трудоустраиваются ваши выпускники?
Валерий Дубицкий: У нас два магистральных направления - профессиональное образование и производственное обучение, поэтому выпускники в основном идут на предприятия, в том числе ОПК, а также в систему профобразования. В частности, работают мастерами производственного обучения, например, на Уральском трубном и Первоуральском новотрубном заводах, Уралмашзаводе, преподают в различных колледжах Уральского региона.
Мы постоянно анализируем статистику трудоустройства наших ребят, прежде всего завершивших обучение по очной форме. Так, в 2022 году доля трудоустроенных выпускников составила 83 процента, причем 78 работают по выбранной специальности: 40 процентов - на предприятиях реального сектора экономики, 38 - в системе среднего профобразования, других образовательных организациях. Остальные наши выпускники тоже не потерялись в жизни: кто-то занялся бизнесом, кто-то продолжил учебу в нашем или другом университете, а есть и те, кто призван в ряды Вооруженных сил РФ, находится в отпуске по уходу за ребенком.
Показатель очень высокий. Возможно, у вас много студентов-целевиков?
Валерий Дубицкий: Целевое обучение востребовано не во всех отраслях. Наиболее уместно оно там, где заказчик - государство, особенно в педагогике и медицине. У нас доля целевиков составляет в среднем 25 процентов и варьируется в зависимости от направлений подготовки.
Однако развитию целевого обучения мешают серьезные барьеры. Так, молодые люди и их родители часто не готовы заключать договор, основное условие которого в том, что по окончании вуза необходимо отработать по месту трудоустройства три года. Ведь в случае невыполнения придется уплатить "двойной" штраф и вернуть средства, которые к тому времени уже будут вложены в обучение. А у работодателей зачастую нет большого желания возиться со студентами: организовывать практику, участвовать в разработке учебных программ и т. д. Парадокс еще и в том, что многие из них просят у нас специалистов, но не могут четко сформулировать, кто им нужен.
В чем сложность взаимодействия с индустриальными партнерами?
Валерий Дубицкий: Проблем нет, но порой возникают сложности при решении конкретной задачи укомплектования профессиональными кадрами цеха, лаборатории, управленческой структуры предприятия - с созданием работоспособных совместных коллективов, которые могут разработать "правильную" образовательную программу, организовать практические модули на производстве, мотивировать работников компании вкладываться в будущий человеческий ресурс. Зачастую на заводах нет готовых кадров, способных преподавать, руководить подготовкой выпускной квалификационной работы и т. д.
Для компании чрезвычайно важно правильно, не формально организовать сотрудничество с университетами. Ведь альтернатива такой работе - неизбежное переучивание выпускников непосредственно на производстве, создание корпоративных университетов, а это значительные финансовые затраты и время. На мой взгляд, для бизнеса эффективнее сотрудничество с государственными вузами. Мы, например, активно работаем с ведущими предприятиями Екатеринбурга и Свердловской области, в частности, совместно с Уралмашзаводом, Машиностроительным заводом имени Калинина создаем лаборатории, вовлекаем производственников в наставническую деятельность, организуем повышение квалификации действующих работников.
В 2021 году на площадке РГППУ был открыт технопарк универсальных педагогических компетенций. Для чего он создан?
Валерий Дубицкий: Разговоры о модернизации материально-технической базы педагогических университетов велись давно. В послании Федеральному собранию президент России предложил в течение двух лет направить на эти цели 10 миллиардов рублей, после чего Минпросвещения России разработало комплексную программу, а мы получили возможность создать современный технопарк, сделать наши аудитории и лаборатории современными и удобными для работы и учебы - теперь их не стыдно показать многочисленным гостям.
Стандартный перечень оборудования и лабораторий подходил нам не в полной мере, и РГППУ предоставили возможность дополнить его. Так появился FabLab, лаборатория беспилотных летательных аппаратов, другие элементы, которых нет у коллег. Сегодня в нашем технопарке восемь лабораторий и один лекторий, отвечающие всем требованиям, предъявляемым при подготовке педагогов, мастеров производственного обучения. Кстати, кроме ребят, получающих высшее образование, в технопарке очень активно занимаются студенты университетского колледжа, учащиеся школ и даже дошкольники.
Недавно вновь заговорили о возможном объединении РГППУ с УрГПУ. С какой целью это планируется сделать?
Валерий Дубицкий: Одна из причин, которая всегда звучала в качестве основания для объединения, - просто наличие двух педуниверситетов в одном городе. То, что коллективы заточены на решение разноплановых задач, а именно: выпускниками одного вуза являются будущие учителя школ и дошкольных учреждений, а другого - преподаватели колледжей и мастера производственного обучения, то есть педагоги для промышленного производства, - фактически не рассматривается.
На сегодняшний день не предложена общая стратегия развития будущего большого педагогического университета на Урале. Формулу, которую предлагает коллектив УрГПУ, звучит образно так: количество, еще количество. Мы в РГППУ разработали версию плана-основы модели объединенного педагогического университета, включающего механизмы достижения целей, а также ключевые проекты, что обеспечивает качественные предпосылки создания новой институции.
А ведь еще не решены важнейшие вопросы кадрового обеспечения, когда у каждого участника объединения должны быть равные права на вхождение в новую агломерацию, понимание своего места в новой конфигурации университета. Нет пока представления и о финансово-экономической модели, а главное, нет гарантии сохранения профессионально-педагогического образования в целом, научных разработок в данной области.
В этом случае, и так принято в университетском мире, необходимо организовать ряд стратегических и проектно-аналитических сессий с участием коллективов обоих университетов, лучших и продвинутых преподавателей и администраторов. На это требуется время, хотя бы один год. Поверьте, как участник разработок нескольких стратегий развития университетов, а также самых разных реорганизаций вузов я понимаю, что и в какой последовательности нужно делать, чтобы проект оказался успешным в будущем. У нас в стране накопился опыт, так скажем, не совсем удачных слияний. Нельзя повторять уже кем-то допущенные ошибки!
Наш коллектив, конечно, прежде всего беспокоит то, что предполагается не объединение двух организаций и создание нового университета, а скорее поглощение РГППУ Уральским педуниверситетом. Мы в свою очередь предложили провести реорганизацию на паритетной основе - объединить коллективы на равных, путем выстраивания "ядра возможностей", опираясь на сильные стороны обоих вузов. Именно эти вопросы можно было бы разобрать в ходе сессий и создать жизнеспособный проект, который и будет реализован.