13.03.2023 20:08
    Поделиться

    Государство и бизнес обсудили законодательное регулирование платных интернет-подписок

    Представители Федерального Собрания, Центробанка, Роспотребнадзора, общественных организаций и бизнеса обсудили поправки к закону "О защите прав потребителей", касающиеся проблемы платных интернет-подписок.

    Проект поправок представил федеральный координатор партийного проекта "Цифровая Россия", депутат Государственной Думы Антон Немкин. Обсуждение законопроекта прошло на круглом столе "Подписочные "ловушки". Возможные пути решения".

    Авторы предложили внести два существенных изменения в текущую редакцию закона.

    Первая поправка касается уведомлений пользователей и согласно ей, не допускается списание периодического платежа без предварительного уведомления потребителя в электронной форме. Уведомление должно быть направлено не позднее, чем за день до даты очередного платежа.

    Комментируя положения законопроекта для "Российской газеты", Антон Немкин отметил, что уведомление будет содержать информацию о ресурсе, о дате и сумме платежа. Также, предлагается направлять пользователям ссылку на правила пользования услугами, где в том числе будет указано как отказаться от подписки. "Это значит, что пользователи смогут управлять своими расходами на подписки осознанно и качественно, а также повторно ознакомиться с договором", - считает Немкин.

    Вторая поправка регулирует порядок оплаты. Согласно ей, продавцу запрещено списывать денежные средства потребителя с банковских счетов, электронных кошельков и других источников оплаты, в отношении которых потребитель в электронной форме выразил запрет на их использования в расчетах. Например, удалил банковскую карту из личного кабинета в интернет-сервисе или онлайн-магазине.

    И если вторая поправка не вызвала возражений, то относительно первой участниками обсуждения были высказаны различные, в том числе противоположные оценки.

    Начальник управления регулирования службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центробанка, Алексей Чирков считает, что регулирование подписок на цифровые сервисы необходимо, но требует не только регламента в области правил информирования пользователей о предстоящих списаниях. "Потребитель не всегда ведет себя рационально и важно не допустить эксплуатации его поведенческих искажений. Необходимо учитывать фактор социальной психологии, а юридические последствия подписки не должны наступать при нажатии на одну кнопку", - заявил Чирков.

    Председатель Союза потребителей России, Петр Щелищ уверен, что поправки слишком компромиссные по отношении к компаниям использующими бизнес-модель с цифровыми подписками. По его мнению, в уведомлении пользователя должна содержаться прямая ссылка не на условия договора, а на интернет-страницу, где можно сразу отказаться от услуги.

    Противоположную позицию заняли представители бизнеса и отраслевых организаций, принявшие участие в обсуждении.

    По мнению заместителя гендиректора по правовым вопросам онлайн-кинотеатра "ИВИ", Михаила Платова проблемы с отпиской испытывает менее 1% пользователи их сервиса, а конкурентный рынок российских онлайн-кинотеатров может самостоятельно отрегулировать все пользовательские проблемы с подписками.

    "Принятие таких поправок для онлайн-кинотеатров достаточно опасно. Подобные ежемесячные напоминания приведут к оттоку пользователей и могут обойтись в 10 млрд в год для индустрии онлайн-кинотеатров, что замедлит их инвестиции в развитие сервисов", - говорит Платов. По его оценке, онлайн-кинотеатры могут потерять до 15% пользователей, что особенно критично в условиях, когда темпы роста аудитории онлайн-кинотеатров уменьшились в десять раз.

    Заместитель управляющего директора компании Оzon Алексей Минаев также считает, что данный законопроект не решает проблему недобросовестного использования цифровых-подписок поставщиками услуг и не учитывает потребительскую психологию. "Отток пользователей и изъятие из оборота значительной части денег за подписки станет болезненным процессом для бизнеса, который будет вынужден вкладывать меньше денег в развитие и улучшение пользовательского опыта", - отмечает Минаев.

    По мнению генерального директора ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдина механика подобных уведомлений - является зоной максимального риска для индустрии онлайн-кинотеатров.

    В свою очередь, представитель госрегулятора, начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков заметил, что если бизнес будет отвергать даже такие мягкие попытки регулирования цифровых подписок в рамках закона "О защите прав потребителей", то это приведет к эскалации проблемы и принятию отдельного, более жесткого, законодательства в этой области.

    Несмотря на разногласия участники обсуждения согласились, что тема защиты прав потребителей при использовании платных цифровых-подписок требует дальнейшего диалога со стороны законодателей, регуляторов и представителей бизнеса. Предложенные поправки, в случае их принятия, вступают в силу с 1 марта 2024 года.

    Поделиться