По словам члена-корреспондента РАН, директора Хабаровского федерального исследовательского центра ДВО РАН Игоря Рассказова, в настоящее время на Дальнем Востоке разрабатываются месторождения, разведанные еще в советское время. По большей части - высоколиквидного минерального сырья, то есть золота. В основном это месторождения небольшие и средние, но есть и такие крупные, как Наталкинское в Магаданской области или Малмыжское в Хабаровском крае. Запасы последнего оцениваются в 2,4 миллиарда тонн руды, в том числе более 8,3 миллиона тонн меди и порядка 350 тонн золота. Инвестор планирует вложить 248 миллиардов рублей. С запуском предприятия на полную мощность Хабаровский край станет крупнейшим центром по добыче меди и производству медного концентрата в России.
Сырьевую базу Приморья Владимир Съедин, старший научный сотрудник лаборатории гравиметрии Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева ДВО РАН, называет "оригинальной и уникальной". В недрах региона спрятано 56 видов различных полезных ископаемых, обозначено 332 месторождения твердых полезных ископаемых. Однако часть из них выработана, а где-то добыча не идет из-за нерентабельности.
- Самое ценное, что есть в Приморье, - плавиковый шпат, 80 процентов добычи которого давал Ярославский ГОК. Но с 2019 года работа там прекращена, месторождение законсервировано, - приводит пример ученый.
Есть месторождения вольфрама, перспективы их разработки эксперт оценивает в 7-10 лет.
Истощение запасов Владимир Съедин называет одним из вызовов для недропользователей. Нужно искать новые месторождения, но не хватает геологов, и это следующая проблема. В список трудностей также входят низкий уровень использования минерального сырья (в отвал идет 20-25 процентов), ориентация на внешние рынки (в сегодняшней ситуации нужно искать внутреннего потребителя) и многое другое.
- Для работы предприятий необходимы современные технологии добычи, которые пока применяются в очень ограниченном объеме. Сейчас ситуация усугубляется санкционным давлением. Поэтому важным становится внедрение разработок именно российских ученых, более активного привлечения науки к решению проблем горной отрасли, - говорит Игорь Рассказов.
В возглавляемом им институте таких разработок десятки. Например, метод выявления капсулированных и дисперсных форм благородных металлов. Благодаря ему на Южно-Хинганском месторождении в Еврейской автономии впервые было выявлено наличие платины и золота во всех промышленно-технологических типах железомарганцевых руд.
Член-корреспондент РАН, директор Института химии ДВО РАН Сергей Гнеденков напоминает о разработанной в институте технологии, которая позволяет получать различные продукты из борогипса, отхода при производстве борной кислоты - на Дальнем Востоке его миллионы тонн. Одно из этих веществ при добавлении в бетон и другие строительные материалы делает их намного более прочными.
По мнению директора Дальневосточного геологического института ДВО РАН Ирины Тарасенко, в настоящее время предприятиям, чтобы быть рентабельными, необходимо уходить от извлечения чего-то одного и добывать, если есть такая возможность, комплекс минералов.
- Свое будущее мы как раз видим в диверсификации производства. Мы хотим сделать так, чтобы у нас не было резких скачков при изменении макроэкономической конъюнктуры, для этого начали разведку месторождений в Тернейском районе Приморья. Планируем увеличить добычу серебра и олова, работаем над тем, чтобы приобрести лицензию на объект, где содержатся пять металлов, в том числе наши профильные олово и медь, в Кавалеровском районе. Аналитика показывает, что ближайшие десять лет объемы потребления меди вырастут. Добывать пять металлов гораздо рентабельнее, чем один, и мы двигаемся в этом направлении, - подтвердил выводы науки гендиректор АО "ГМК "Дальполиметалл" Глеб Зуев.
Как заметила Ирина Тарасенко, ученые готовы проводить поисковые оценочные работы, выполнять аналитические исследования, инженерные изыскания, прогнозировать опасные процессы и делать еще многое другое, но при этом они должны понимать запросы предприятий, чтобы иметь возможность выбрать оптимальные решения.
Миссию "наладить связь" как раз и должен взять на себя Федеральный научно-исследовательский и производственный центр освоения минеральных ресурсов. Сегодня для этого создается консорциум между подразделениями ДВО РАН и ДВФУ.
Замдиректора по развитию и инновациям Дальневосточного геологического института ДВО РАН Алексей Белов согласен, что в первую очередь необходимо собрать детальные запросы от компаний, работающих в горной отрасли.
Но уже сейчас можно обозначить круг проблем, которые встанут перед центром.
- Первое - это замещение импортозависимых методов. Необходимы технологии добычи в сложных условиях, потому что все хорошие запасы мы отработали, и нужно выходить в нижние горизонты. Требуются инструменты обеспечения безопасности, глубокой переработки, комплексной переработки. Следом подключаются технологии гидрометаллургии, экологического мониторинга, программного обеспечения, различные цифровые решения. Еще один важный момент - использование беспилотной техники для открытых и подземных горных работ, - перечислил часть из них Белов.
Юрий Кульчин, глава ДВО РАН:
- За последние 30 лет мы во многом утратили собственный потенциал, связанный с производством благородных, поли- и редкоземельных металлов. Сейчас его нужно восстанавливать. Мы хорошо представляем, какие природные ресурсы у нас есть, и где они находятся, но до сих пор не могли решить проблему связи с промышленностью. В центр освоения минеральных ресурсов смогут обращаться предприятия со всей страны. Наша задача - обеспечить их технологическим циклом. Результатом же должно стать внедрение технологий на производствах и рентабельность работы предприятий.