Поселок Чална Пряжинского национального района Карелии встречает играющим солнцем. Школу долго искать не приходится: где ей еще находиться, как не на улице Школьной? Небольшая, в три этажа. Фасад одет в веселые разноцветные плитки. На школьном дворе буйство скворечников. Ребята постарались. А потому птичий гомон едва не заглушает детские голоса: как раз подъехали два автобуса с учениками из близлежащих поселков. Из самого дальнего едут больше получаса. Потому занятия начинаются с девяти утра. Это чтобы школяры не вставали по темени.
И вот звонок. У девятиклассников урок химии. Вместе с ними идем в класс, где встречает "химичка" - Валентина Трусихина. Она из первого набора земских учителей, работает третий год. Одета с иголочки, но строго: все в тон, белоснежная рубашка. Неброский макияж.
Урок идет своим чередом. Новая тема, презентация на электронной доске, вопросы для самостоятельной работы...
- У меня куча папочек на флешке. Но я туда, как правило, не заглядываю, - делится позже Валентина Александровна. - И технологии развиваются, и стандарты меняются. Да и каждый ребенок - индивидуальность. Нельзя по одному шаблону преподавать всем. Уже знаю: если мне самой интересно вести урок, то и у детей глаза горят. Им тоже интересно. А если шереховатости и мало ответной реакции, значит, что-то нужно срочно менять.
У Валентины Александровны есть черта характера: она обязательно все должна довести до звона. Придумывает различные рабочие листы для каждого класса, составляет для учеников таблички - знаешь одно, заполни другое, вставь пропущенные слова, подбери.
- Химия не может быть без практических работ, а в учебнике их всего четыре в год. Я провожу значительно больше. Детям нравится. Это же замечательно - поджечь, посмотреть, что будет. Увидеть пузырьки, выделение газа, изменение цвета, осадки...
Валентине Трусихиной 33 года. У нее трое детей: старшим сыночкам 12 и 8 лет, лапочке-дочке - четыре. Сама из учительской династии: бабушка сорок лет преподавала в Великих Луках, сестра - учительница начальных классов в одной из петрозаводских школ. Как решилась стать земским учителем? После института работала в городской школе. Нравилось. Но родились дети, и тридцати квадратных метров в муниципальной квартире стало явно не хватать. Теперь у них двухэтажный дом в деревне Бесовец Прионежского района. Мальчишки учатся в соседнем поселке, ездят туда на школьном автобусе. А младшая вместе с мамой каждое утро на машине (Валентина купила подержанную, сама за рулем) отправляется в поселок Чална. Мама - в школу, дочка - в детский сад.
- Когда меня взяли по программе "Земский учитель", стала смотреть данные об этой школе. И вижу, что директор там Ирина Леонидовна Данилова, мой преподаватель по институту! Вот так свела судьба.
Сама Ирина Леонидовна, кандидат педагогических наук, творческий педагог, видит в этом "знаке судьбы" преемственность.
- Для земского учителя есть некоторые формальные показатели: он должен отработать пять лет. Для сельской школы это как находка - педагог будет преподавать химию и биологию. С другой стороны, хотелось, чтобы педагог остался работать и дальше. Ведь в нашей профессии очень важно знать про выпуск. Если кто-то поступил на медицину, кто-то на биологию, значит уроки не прошли даром, - говорит директор школы.
- Ну куда я денусь с подводной лодки, - смеется Валентина Александровна.
Кстати, она считает, что именно в сельской школе лучше виден результат труда педагога. А еще здесь больше доброты. "Мы здесь как одна большая семья", - признается земский учитель.
О школе как семье мне говорили и в малокомплектной девятилетке поселка Кепа северного Калевальского района. Там учатся всего тринадцать детей. Последние годы были серьезные сложности с предметниками. Так, "англичанка" приезжала раз в неделю из поселка Калевала, а это за полсотни километров. Приходилось перекраивать расписание, иногда целый день все изучали только иностранный язык.
"Штатный" преподаватель английского появился в кепской школе тоже по программе "Земский учитель" - Наталья Бархатова. Вместе с ней в поселок приехала и "математичка" Татьяна Полканова. У нее в семье двое ребятишек-погодок: один учится в первом классе, другой - во втором.
А вот Елена Коростелева второй год учит ребят музыке в школе N 1 города Питкяранты. Участвовать в программе она решила сразу после окончания четвертого курса Барнаульского педагогического колледжа. Когда переезжала с родного Алтая в Карелию, все переживала: как примут учителя и дети? Оказалось, напрасно.
Примечательно, что в этой школе работают сразу четыре земских учителя. По национальному проекту "Образование" здесь обустроят и центр "Точка роста". Ребята смогут изучать предметы на современном оборудовании, а после уроков посещать дополнительные занятия, учиться играть в шахматы, вести медиапроекты.
...Николая Семенова называют самым мобильным учителем Карелии. Он преподает английский сразу в двух малокомплектных школах соседних районов. Живет в деревне Челмужи Медвежьегорского района, в родительском доме. Два дня учит детей в местной школе, три - в поселке Пяльма Пудожского района. Это за 28 километров. Вот так и ездит на занятия из деревни в поселок и обратно.
- Малокомплектные школы все разные, - говорит исполнительный директор Ассоциации сельских школ Карелии Зинаида Ефлова. - Но есть одно, что их роднит, - это единый организм детей и взрослых. Здесь важна взаимопомощь. Главное - не закрывать школы, дать селу возможность жить полной жизнью.