Без новых производственных мощностей экономика региона не сможет развиваться. Но соседство с химическим предприятием вызывает естественные опасения. Конфликт между сторонниками строительства завода, ратующими за высокооплачиваемые рабочие места и новые налоги, и его противниками сейчас исчерпан. Но вопросы остались.
Курский микрорайон "Волокно" - промышленная зона. Предприятие "Курскхимволокно", давшее название всему микрорайону, некогда было местом работы значительного числа здешних жителей. Сейчас на его территории расположились разные производства - от предприятия по выпуску резинотехники до швейной фабрики. Однако городской пейзаж вокруг с каждым годом становится все более унылым. Несколько лет назад сюда перестал ходить трамвай, а запущенный с начала года новенький муниципальный автобус смотрится на этих улицах как чужеродный элемент.
Как только депутаты Городского собрания утвердили отчуждение более восьми гектаров земель областного центра, в соцсетях вспыхнуло обсуждение перспектив такого решения. Жители микрорайона вспомнили о планах промышленного гиганта возвести на площадке "Курскхимволокна" завод минеральных удобрений. И рассуждения об этом звучали логично: по отчужденным землям пройдет нужный предприятию газопровод, предприятие возведут быстро, сам инвестор обещает вложения в 75 миллиардов рублей и сотни высокооплачиваемых рабочих мест. Это могло обрадовать кого угодно, но не жителей района "Волокно".
Напомнив об обилии промышленных предприятий, в том числе развитого в Курске химического кластера, в соцсетях и мессенджерах стали писать, что условия жизни и без того далекие от комфорта, власти и инвестор сделают еще хуже. Ответ чиновников и руководства промплощадки "Курскхимволокна" на эти реплики оказался неожиданным.
Несогласных с перспективой производства минеральных удобрений и просто неравнодушных горожан собрали возле проходной завода "Химволокно". Глава региона Роман Старовойт начал разговор с воспоминаний. Он рассказал, что именно в этом районе жили его бабушка и дедушка и каждое лето родители отправляли его к ним гостить. Велосипеды, зеленый парк, тихие уютные улицы... И хотя сейчас от всего этого не осталось и следа, чиновник задал риторический вопрос: "Неужели вы думаете, мы позволим построить здесь вредное производство?"
Впрочем, и согласия властей в этой ситуации было бы мало. Роман Старовойт отметил, что в настоящее время со стороны инвестора не завершена даже предпроектная работа, а ведь возведение предприятия такого масштаба требует внимательной и тщательной проработки. В ответ на реплики горожан инициативной группе из числа жителей микрорайона предложили пройти на экскурсию по площадке предприятия. Среди "промтуристов" оказались и бывшие его сотрудники.
- Я здесь работал 15 лет назад, и то, что я вижу сейчас, отличается от моих воспоминаний в лучшую сторону, - отметил один из курян, показывая на ровные ряды катушек со сверкающими нитями. - Все говорят о вредности химического производства, и тут не поспоришь. Но жизнь не стоит на месте - вон как стало здесь чисто, порядок везде. Да, запах, влажно, шумно, но вы не представляете, что было раньше. Небо и земля!
...А когда руководитель "Курскхимволокна" Иван Яковлев пояснил, что работающая на территории техника не готовит новую площадку, а разрушает старые обветшавшие корпуса, люди и вовсе успокоились.
Состояние жилого фонда и всей инфраструктуры "Волокна" останется заботой и городских, и региональных властей надолго. Жители микрорайона пожаловались, что эта часть города превращается в непопулярное для проживания место: молодежь сюда не едет, а квартиры подешевели в среднем на 200 тысяч рублей. Этот факт подтвердили и представители мэрии, отметив, что во многом именно поэтому сюда пустили новые автобусы: хоть как-то поддержать район. Насколько это порадовало горожан, неясно, зато понятно, что перспектива строительства любого производства здесь будет встречена в штыки. Впрочем, глава региона Роман Старовойт, комментируя ситуацию, напомнил о том, что протест может возникнуть когда угодно.
- Еще будучи врио губернатора, получал тысячи обращений с просьбой построить дорогу на проспекте Дружбы, а когда финансирование было выделено и начались строительные работы, люди вышли с твердым намерением остановить технику, - отметил он. - Мотивировали тем, что им комфортно жить там, где нет интенсивного движения машин, некоторые выпускали кур на улицу. Но, позвольте, все же живут в областном центре, адрес - проспект!
Строить новые предприятия важно и нужно. Завод удобрений предполагал создание 200 рабочих мест, и даже если бы средняя заработная плата на этом предприятии была равна аналогичному показателю по региону - 38,3 тысячи рублей, то ежемесячно в доходы казны поступало бы около миллиона рублей только НДФЛ. Таким образом, на скромный ремонт двора можно "накопить" за год. Посчитать другие налоговые поступления сложнее, тем более что нет смысла делить шкуру неубитого медведя.
Вместе с тем региональные чиновники уже анонсировали планы развития микрорайона: здесь намерены модернизировать ТЭЦ, активно ремонтировать уже существующее и строить новое жилье, а также обновлять инфраструктуру. Теперь же, как отметил Роман Старовойт, чиновники и депутаты всех уровней должны активнее общаться с горожанами. Он уверен: в возникшем конфликте виновата дезинформация о строительстве завода, а также тот факт, что его подчиненные не сумели вовремя ее опровергнуть. Тем временем важно общаться и слышать разные позиции людей, балансируя их интересы.
Впрочем, это - общероссийский тренд. Директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг Данила Ермолаев, комментируя исследование общественного мнения по поводу новых производств, отметил, что промышленность в глазах россиян остается одной из главных опор экономического и социального благополучия страны.
- Устойчивые связки "промышленность - рабочие места" и "промышленность - развитие социальной инфраструктуры" сформировались еще в советское время и не претерпели изменений, несмотря на негативные стереотипы о крупном бизнесе 1990-х годов. Но и на кажущемся положительном фоне вспыхивают социальные конфликты, - отметил он. - По данным онлайн-опроса ВЦИОМ, о конфликтах вокруг строительства новых производств заявили 24 процента респондентов, а о конфликтах по поводу ухудшающих экологию объектов - 32 процента.
Ермолаев уверен: причиной большинства споров и протестов становятся или некий локальный миф о чрезвычайном вреде нового объекта, или банальное нежелание что-то менять в жизни. Бизнесу же придется с этим мириться и искать с людьми общий язык.