По словам начальника инспекции Марии Волозиной, соответствующее заявление поступило в инспекцию в ноябре 2022 года от физического лица.
Во время обсуждения инициативы, поясняют в облправительстве, звучали тезисы об уникальности строения и его важности в восприятии целостной картины исторического Владимира. Однако большинство участников дискуссии согласились с тем, что железнодорожному вокзалу и прилегающей территории необходимо развитие: вокзал должен стать современным транспортным узлом, безопасным, удобным и комфортным для всех пассажиров, включая маломобильных. В результате большинство членов совета сошлись во мнении, что включать здание в реестр объектов культурного наследия не стоит: статус памятника затруднит развитие вокзала и приспособление его под современные технологические запросы в условиях нарастающих потоков пассажиров.
- В соответствии с действующим законодательством была организована работа по установлению историко-культурной ценности этого объекта. Привлеченные эксперты отметили региональную уникальность здания, тем не менее высказались о нецелесообразности включения объекта в перечень выявленных объектов культурного наследия, - подвела итог Мария Волозина.
Представители "РЖД", со своей стороны, подчеркнули, что не боятся работать с объектами культурного наследия, опыт у них есть. Однако приспособить такие здания к современным требованиям очень сложно, а иногда невозможно.
Напомним, компания "РЖД" планирует реконструировать владимирский вокзал к 1000-летию Суздаля, которое будет отмечаться в 2024 году. Однако профессиональное сообщество российских архитекторов встревожил и возмутил тот факт, что белый натуральный камень, которым в 1970-е годы были облицованы фасады здания, в процессе реконструкции планируется заменить на керамогранитную плитку. В середине января открытое письмо в защиту "родных" белокаменных фасадов владимирского вокзала написали директор Государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Елизавета Лихачева и архитектор Сергей Чобан - на 11 марта его подписали 5589 человек.
По мнению противников такого обновления, керамогранит - очень плохая альтернатива облицовке из натурального белого камня, "развивающей традиции белокаменного Владимиро-Суздальского зодчества". Они полагают, что существующий проект реконструкции превратит уникальное здание вокзала в безликое и приведет к утрате яркого образчика советского послевоенного модернизма.
Несмотря на отрицательное решение научно-экспертного совета, в региональной инспекции госохраны объектов культурного наследия отметили, что дискуссия о технологических подходах к реконструкции вокзала не завершена и эксперты продолжают поднимать вопрос о необходимости сохранения архитектурных особенностей здания.