По данным краевого министерства дорожного хозяйства и транспорта, сейчас в региональном центре функционируют 66 маршрутов, шесть из них - троллейбусные. Обслуживают их 99 предпринимателей, владеющих в общей сложности 1202 машинами, 64 процента которых уже оборудованы терминалами для безналичной оплаты.
Конечно, перевозчики неохотно устанавливали эти терминалы, предпочитая получать оплату наличкой. Ситуация начала меняться около года назад, когда началась реформа общественного транспорта. Предпринимателей обязали оборудовать подвижной состав таким образом, чтобы пассажиры могли оплачивать проезд с помощью банковских карт.
- Даже поменялся характер жалоб, которые поступают в министерство. Граждане стали чаще обращаться, если в общественном транспорте не работал или не был установлен терминал, - заявил заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта края Борис Борисов.
Он рассказал, что система безналичной оплаты будет развиваться и дальше. Правительство Ставропольского края уже заключило соглашение с национальной платежной системой "Мир". Это, как надеются власти, приведет к созданию единого сервиса, наподобие московской карты "Тройка".
- Соглашение, которое мы заключили, позволит нам выпустить карту жителя Ставропольского края и включить в нее помимо транспортных иные услуги. А поскольку платежная система работает по всей России, карту можно будет использовать и в других регионах, - отметил Борисов.
Еще одно направление цифровизации транспорта - спутниковый контроль движения машин. Подобные системы существуют уже давно, во многих городах России пассажиры привыкли на экране смартфона отслеживать ситуацию на нужных маршрутах, чтобы рассчитать время на дорогу. В Ставрополе на некоторых электронных картах также можно увидеть, где находятся троллейбусы или автобусы, но система работает нестабильно, да и отображаются не все маршруты.
Борисов заявил, что это связано с позицией самих перевозчиков: не все охотно делятся данными о движении транспорта, чтобы избежать контроля со стороны государства и не дать конкурентам дополнительной информации. К тому же надзорные органы могут увидеть, что нерадивые предприниматели, когда заканчивается час пик, выпускают меньше машин, чем положено, чтобы сэкономить ресурсы. Но скоро ситуация изменится.
- В 2022 году мы заключили тройственное соглашение о сотрудничестве между правительством Ставропольского края, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и акционерным обществом "Глонасс", - сообщил Борисов. - Мы уже нашли подрядчика, который будет мониторить работу общественного транспорта. Информационную систему планируем ввести в эксплуатацию в апреле.
Стоит отметить, что и сейчас перевозчики обязаны ежесекундно отчитываться в том, где находятся их машины. И хотя пока нет устойчивой практики наказания за непредоставление таких данных, подобное нарушение может стоить перевозчику лицензии.
Урбанист, член комиссии по развитию общественного транспорта в Ставрополе при краевом министерстве дорожного хозяйства и транспорта Андрей Черняков считает, что без цифровизации пассажирские перевозки улучшить невозможно. Он рассказал, что некоторые предприниматели, заинтересованные во внедрении умных технологий, уже экспериментируют с разными операторами безналичной оплаты.
Но, как считает Черняков, в итоге на всем общественном транспорте будет работать один оператор. Без этого невозможно внедрять проездные билеты, которые помогают расширять сеть маршрутов с учетом пересадок, упрощают жизнь пассажирам, позволяют им экономить. Однако некоторые перевозчики не спешат ставить терминалы, заставляя пассажиров платить наличкой, которую контролирующим органам и налоговой службе отследить очень сложно. Что касается "Глонасса", то, по словам Чернякова, еще одной его полезной функцией является оперативное управление ситуацией на дорогах.