14.03.2023 15:11
Поделиться

ФАС предложила расширить список товаров, на которые нельзя необоснованно повышать цены

В ФАС предложили расширить список товаров, на которые нельзя будет необоснованно повышать цены. Корреспондент "РГ" решил выяснить у экспертов, как подобные меры могут повлиять на рынок и содержимое кошелька покупателя.

Инициаторы настаивают на том, что повышение цен на потребительские товары более чем на 30 процентов чаще чем раз в два месяца нужно контролировать. Каковы причины появления такой инициативы?

- ФАС беспокоится не без оснований. Дефлятор (ценовой индекс) ВВП у нас в прошедшем году составил более 23,4 процента при инфляции 11,9 процента, а это значит, что цены в 2023 году уже обречены на рост даже без учета предстоящих событий, - поясняет Дмитрий Трофимов, доцент департамента банковского дела и монетарного регулирования Финансового университета.

Фактически в сложившейся ситуации такая мера - выбор между двумя вариантами, у каждого из которых свои недостатки.

- Если не расширять список товаров, на которые нельзя необоснованно повышать цены, то мы рискуем всплеском инфляции в самый неподходящий для страны момент. Вторая сторона заключается в том, что любое ограничение ценообразования снижает эффективность рыночных механизмов в стране, - поясняет Александр Неверов, директор Института психолого-экономических исследований.

На сегодня согласованные действия запрещены только сетям, которые занимают около 20 процентов рынка. Но теперь возникает риск того, что под контроль попадут и компании с годовой выручкой более 800 миллионов рублей, то есть малый и средний бизнес. Правда, сейчас неясен перечень товаров, цены на которые подлежат контролю, а также принципы его формирования. Это и настораживает большинство аналитиков.

- Запрет изначально должен был касаться только социально значимых товаров, эта формулировка из последней версии законопроекта убрана, и, по мнению ФАС, формированием списка товаров должно заниматься правительство, - сетутет Владимир Петюшин, владелец компаний «Пластика Окон» и Melke.

В целом же любое подобное регулирование может привести к нарушению экономических связей между участниками рынка.

- Чем больше список, тем больше ручного управления потребует в дальнейшем корректировка последствий указанных решений и действий, чтобы избежать дефицита этих товаров, - полагает Лилия Алеева, директор по маркетингу и прямым продажам ICL Services.

Каковы могут быть последствия для рынка?

- Сначала запрет может привести к росту дефицита, поскольку ни один производитель на постоянной основе не будет продавать товар себе в убыток. Еще одним неблагоприятным последствием может стать резкий скачок инфляции после отмены запрета на повышение цен либо его послабления. Также ограничения могут привести к тому, что бизнес, особенно малый, будет вынужден еще больше оптимизировать свои расходы, в том числе путем сокращения зарплат и количества рабочих мест, - говорит Сергей Гебель, гендиректор юридической компании "Гебель и партнеры".

Производитель оказывается меж двух огней: с одной стороны - рост себестоимости продукции, с другой стороны - искусственное ограничение цены со стороны сетей, дополняет эксперт Вадим Некрасов, поэтому для небольших компаний проще будет если не уйти с рынка, то перейти на его теневую сторону.

- Чем меньше производство, тем выше себестоимость товара, - поясняет Руслан Спинка, эксперт ИК Fontvielle. - У небольших игроков, как правило, гораздо меньше пространства для маневра. Для крупных ретейлеров группа товаров, на которые контролируются цены, является узкой. Даже если их приходится продавать чуть ниже себестоимости, такие игроки могут переложить избыточные расходы на покупателей за счет повышения цен на другие товары.

Есть ли альтернатива предложенным ФАС мерам?

- Более эффективной является политика адресной поддержки граждан, - резюмирует Сергей Толкачев, первый заместитель руководителя департамента экономической теории Финансового университета.

Прямая речь

Дмитрий Тортев, член Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок и закупок госкорпораций комитета по защите конкуренции ГД РФ:

- Участники рынка и эксперты верно говорят о том, что законопроект ФАС делает первый шаг к административному регулированию цен. Допустим, мы будем наказывать любые компании за подозрительно одинаковые и высокие цены. Это в первую очередь ударит по малому и среднему бизнесу, а вот картели производителей, которые манипулируют оптовыми ценами, вновь останутся вне опасности. Более того, перед бизнесом встанет выбор: торговать ли дефицитным подорожавшим товаром под угрозой штрафа или реализовывать его "из-под полы", и мы получим предпосылки к формированию "черного рынка". Опять же не совсем понятно, что делать с колебаниями цен "параллельного импорта", который сейчас преподносится своего рода панацеей и дополнением к импортозамещению. Факторы, влияющие на цену, в этом случае вообще находятся вне зоны влияния отечественных продавцов, а "ценовое ралли" в товарах параллельного импорта присутствует. Таким образом, хотелось бы реально работающих с точки зрения экономики предложений, а не имитации борьбы за конкуренцию.

Константин Ивлев, ведущий контент-стратег TexTerra:

- Оговорка, что нельзя "необоснованно повышать цены", влияет на ситуацию незначительно: широкое применение оговорки сводит на нет эффект от запрета, слишком редкое - лишает возможности реагировать на постоянно меняющуюся ситуацию. В случае введения такого запрета можно ожидать определенного сокращения ассортимента тех товаров, цена на которые подвергается регулированию.

P. S.

В качестве примеров резкого и спекулятивного завышения цен, напоминает Сергей Зайнуллин, профессор кафедры рекламы и визуальных коммуникаций на факультете дизайна и рекламы Университета "Синергия", можно привести прошлогодний внезапный рост цен на сахар, крупы, консервы, а также средства защиты, туристическое и охотничье снаряжение, которое началось после объявления частичной мобилизации.