Для нас название "Украинская народная республика" звучит странно. Но такая была. Провозгласили осенью 1917-го, герб, флаг и гимн - почти как сейчас. Желто-голубое полотнище, трезубец и "Ще не вмерла України".
Задумывалась как автономия в составе России, но уже зимой большевики взяли Киев. Правительство в конце января 1918 года договаривается с Германией и ее союзниками (Австро-Венгрия, Турция и Болгария): немцы прогоняют красных, Украину признают государством - но в обмен на зерно, мясо, сало и прочее добро.
Странная сделка? Разве можно купить независимость за хлеб и сало? А им казалось, что можно.
Немцы пришли. Республика сразу же пала , взамен появляется "независимая" Украинская держава во главе с гетманом.
Что это за держава и ее гетман?
Гетманом (официально - ясновельможный пан гетман всея Украины) себя провозгласил русский офицер Павел Петрович Скоропадский. Сам утверждает, что почти случайно. Проезжал мимо цирка, а там его друзья из демократической хлеборобской партии проводят съезд. Позвали на сцену, пригласили стать гетманом. Ну не отказываться же...
Ситуация анекдотическая, но цирк настоящий: "Гиппо-палас" в центре Киева. И хлеборобы на самом деле позвали его "на царство". Но не спонтанно. Перед этим Скоропадский долго консультировался с офицерами германской армии. Ему сказали: власть в столице берешь сам, а дальше - мы. Признаем Украину государством. Твое дело - быть гарантом, что Германия получит обещанное.
А наобещали немцам много. Согласно сделке Brotfrieden (с немецкого - "хлебный мир"), заключенной в Брест-Литовске, Германии полагалось миллион тонн зерна, 400 млн яиц, 50 тыс. тонн рогатого скота, сало, сахар, пенька, марганцевая руда и пр.
Скоропадскому тогда 45 лет. Из знатного полтавского рода: гетманом был его предок - Иван Скоропадский, сменивший иуду Мазепу. И гетман Иван всю жизнь служил Петру I верой и правдой.
Большую часть жизни Павла Скоропадского идеи "украинской незалежністи", мягко говоря, не беспокоили. Родился в Королевстве Пруссия, где и жил до пяти лет. В России служил в кавалергардском полку (тяжелая гвардейская кавалерия), это элита элит. Офицеры-кавалергарды своих жен реже видели, чем императора. Украинского языка кавалергард Скоропадский не знал, что, впрочем, не помешало ему в 1917 году, когда он уже командовал армейским корпусом, провести украинизацию подчиненных войск: русских офицеров перевели в другие части, заменив на украинцев.
После объявления себя гетманом ограничил на Украине русский язык, требуя общения лишь на украинском, которого, повторю, сам не знал. Но вышиванку не носил (в них ходили только в деревнях), предпочитая черкеску с газырями и кавказский кинжал.
И в том же 1918 году он напишет в дневнике: "При существовании у нас в свободном развитии русской и украинской культуры мы можем расцвести. Если же мы теперь откажемся от первой культуры, мы будем лишь подстилкой для других наций".
От этих слов не отказался, оставив их в мемуарах.
Поспособствовав русским революциям, Германия отсрочила свою военную катастрофу. Но изменить ход истории не могла. В конце 1918-го Германия и ее союзники капитулируют, их солдат вернут на родину, что положит конец и независимой Украине.
Впрочем, 7,5 месяца немцы попировали на Украине всласть.
Миллион тонн зерна, горы мяса и сала - ну как не пир? Германия голодала, еще в 1916-м кайзер ввел проддиктатуру: изымал "излишки" продовольствия у крестьян. Но грабить своих опасно. Оторвались на чужих, на славянах.
Поживиться разрешили и армии: каждый солдат мог раз в месяц отправлять с Украины домой посылку весом 5 кг. При том, что у Германии и Австро-Венгрии число штыков на Украине - 450 тыс! Представьте масштаб.
Украинские крестьяне бунтовали, отказываясь сеять хлеб. А зачем, если урожай отнимут?
Был и "пряник": крестьянам, добровольно продавшим немцам хлеб, выдавали за 25 пудов талон на одну бутылку (1/20 ведра) водки по фиксированной цене: 140 руб. за ведро. Если староста села обеспечивал сдачу свыше 10 тыс. пудов хлеба, то лично получал ведро водки бесплатно.
Но хлеба требовалось все больше, Германия вошла во вкус. Немецкие гауляйтеры ввели принудительные сельхозработы под страхом наказания: от порки до смертной казни. То есть немецкие военно-полевые суды распространили свою юрисдикцию на граждан страны, которую Германия только что как бы признала независимым государством.
Пожалуй, это все, что нужно знать о степени "независимости".
На карте Украинская держава занимала довольно обширные территории. Но карта - это одно, а реальность - иное. Гетман контролировал лишь Киев, да и то местами. Львов, Крым и часть восточных областей - заграница. Село - под контролем атаманов, не признававших ничьей власти. Германские гарнизоны постоянно атаковали отряды батьки Махно. В Германию текут реки хлеба, а на украинской земле - реки крови.
Кстати, Бандера тогда уже был. Маленький. Ему - 9 лет, его отец - депутат украинского парламента, правда, это другая Украина: Западно-Украинская народная республика. И такая была. Самопровозглашенная страна на землях Австро-Венгрии, которые затем заберет себе Польша...
Богатая пища для современных исторических параллелей.
Однополчанин Скоропадского по кавалергардскому полку Карл Маннергейм стал нацгероем Финляндии. Между Скоропадским и Маннергеймом немало общего. Оба из свиты императора Николая II. Оба воевали, стали генералами. Оба попытались создавать национальные государства на обломках империи.
Комичная параллель: оба не знали языков своих государств. Маннергейм не понимал финского, по крови он шведско-немецкий дворянин. Но у Маннергейма с государством все получилось, а у Скоропадского - нет. Когда в конце 1918 года германские войска оставили Украину, с ними в немецкой шинели, обмотав лицо бинтами, удрал и гетман. Власть захватил Петлюра, но ненадолго. Пришли большевики, Украина вернулась домой.
А иначе и быть не могло. Попытка государственной независимости была обречена на провал, по выражению видного российского историка Евгения Спицына - из-за "проституирования национальных элит". С воплями о "независимости" они искали себе хозяев за границей. А все идеи черпали в радикальном национализме, завезенном в Киев из Галиции.
Кстати
Скоропадский после бегства из Киева жил в Германии. Экс-гетмана достойно содержали все немецкие правители: от императора Вильгельма II до Гитлера. Предоставили дом, выплачивали приличную пенсию. Прожил 72 года. Убит в апреле 1945 года бомбой с американского бомбардировщика.