15.03.2023 12:28
    Поделиться

    "Его всегда отличало чувство нравственного благородства": читатель "РГ" с любовью рассказал об общении с поэтом Олегом Чухонцевым

    Об Олеге Чухонцеве - с любовью
    Письмо из Павловского Посада от Николая Кружкова, учителя и поэта.
    Олег Чухонцев: Самые глубокие вещи говорятся спокойным голосом, потому они так и волнуют...
    Олег Чухонцев: Самые глубокие вещи говорятся спокойным голосом, потому они так и волнуют... / Из личного архива Дмитрия Шеварова

    "Дмитрий Геннадьевич, добрый вечер!

    8 марта русскому поэту Олегу Чухонцеву исполнилось 85 лет.

    С Олегом Григорьевичем мы познакомились в июне 1974 года. Жил он тогда в московском Угловом переулке.

    Потом мы часто встречались и в Павловском Посаде. Бродили по нашему старинному родному городу, навещали могилы его мамы Анны Даниловны и отца Григория Васильевича на кладбище Покровско-Васильевского монастыря, пили чай в его доме на улице Кирова, где сейчас установлена памятная доска.

    Первое письмо он прислал мне еще в 1973 году, второе - в январе 1975-го. Я тогда работал в Мавринской сельской школе Шатурского района.

    Однажды Олег Григорьевич остановился у меня дома с женой Ириной Игоревной, когда они в очередной раз приехали в Павловский Посад...

    В 2008 году мы с моим другом Юрой Таёнковым сняли фильм "Я слышу, слышу родину свою...". Фильм был посвящен 70-летию Олега Чухонцева.

    Мы часто общаемся по телефону. Я навещаю поэта в Переделкине. Не устаю радоваться, что судьба свела меня с ним.

    Олега Григорьевича всегда отличало чувство нравственного благородства. Оставаться самим собой - вот главное качество Чухонцева, которому всегда было свойственно чувство меры, "золотой середины".

    Читая его стихи, чувствуешь глубокое потрясение, за которым должно последовать покаяние и преображение души. Только так преодолевается отчаяние - через раскаяние.

    Отчаяние, переходящее в безумие, но еще не ставшее безумием, жаждущее спасения души, взывающее ко всем нам, так или иначе причастным к судьбе того, у кого помрачился рассудок. "Вправе ли мы осуждать его?" - спрашивает нас поэт:

    • А еще говорят, что безумье чумно,
    • что темно ему в мире и тесно.
    • А оно не от мира сего - вот оно -
    • однодумно, блаженно, небесно.

    Поэт не единожды обращается в своей лирике к теме юродивых и городских сумасшедших, всегда защищая их право иметь свой голос в мире, ибо брошены они на произвол судьбы и взывают к Господу о милосердии. Поэт обращается ко всем нам, утверждая:

    • И какой бы дорогой
    • к Последним Вратам
    • ни брели мы, как космос ни труден,
    • все мы здесь - а они уже заживо там,
    • где мы только когда еще будем!

    У Данте был Вергилий, который приходил к нему на помощь в самую скорбную для творца "Божественной комедии" минуту - отчаяния и безысходности, - кто придет на помощь к нам, ныне живущим?

    • И всего один сдвиг - и запахнет бедой.
    • О, как хочется жить!
    • Вот уж поднят высоко
    • Михаила Архангела меч золотой...

    Мне еще хотелось бы очень многое сказать об Олеге Григорьевиче, но лучше обратимся к его трудным стихам.

    Настоящие стихи - все трудные. Легких стихов, как и легкого времени, - не бывает...".

    Избранное
    • Весна. По улице прошла
    • подзагулявшая гармошка,
    • и белым цветом зацвела
    • в прохладном подполе картошка.
    • Под вечер курочка тишком
    • снесла яичко, а спросонок
    • уже гуляет петушком
    • неоперившийся цыпленок.

    ***

    • Еще туман висит над городом
    • и сто сорок из-под стрехи
    • молчат, покуда перед гомоном
    • кричат вторые петухи.
    • Еще скрывается за шепотом
    • непробудившаяся страсть,
    • и капля светится под желобом,
    • вот-вот готовая упасть...

    * * *

    • ...Я слышу, слышу родину свою!
    • Вдоль ровных лип,
    • вдоль стриженых заборов
    • брожу и - хоть убей! - не узнаю
    • ни тех дворов, ни птичьих коридоров.
    • Здесь дом снесли, тут вырубили сад,
    • там под фундамент яму раскопали,
    • но дождь прошел - и в будущем подвале
    • еще ныряет выводок утят.
    • И грустно мне. Каких искать примет?
    • Я этот город знал не понаслышке,
    • а он другой: ни старых улиц нет,
    • ни вечного пожарника на вышке.
    • Так многого вокруг недостает,
    • что, кажется, терять уже не больно.
    • И долговязо смотрит колокольня
    • на кладбище и мебельный завод.
    • На берегу, где высился собор,
    • она стоит как памятник терпенью,
    • ни кирпичом, ни камнем не в укор
    • своей земле. А день цветет сиренью.
    • А над землею майские жуки
    • жужжат, жужжат, и в сумерках белесых
    • просвечивают листья на березах.
    • Ах, Боже мой, как дни-то высоки!
    • Как заросли упруги: только тронь -
    • и обдадут, чтоб было неповадно.
    • И бабочки опять летят в огонь.
    • И снова жизнь свежа и безоглядна.
    • Везде, во всем, куда ни оглянусь,
    • она трепещет в пагубе цветенья.
    • И каждый куст не терпит повторенья -
    • шумит, шумит... И я не повторюсь!

    * * *

    • Пусть те, кого оставил Бог,
    • цветут и пыжатся в гордыне,
    • пускай бобы у них как дыни,
    • где у других - сухой горох;
    • пускай в кольчугах из наград
    • бряцают золотом латунным,
    • пускай в Совете многодумном
    • на них и шапки не горят;
    • пускай берут за семерых,
    • пусть сам-десят гребут лопатой,
    • пусть не уступят и десятой,
    • да не осудим их - пусть их!
    • Но тот, кто тянет на горбу
    • свою недолю - и выносит,
    • кого косой неправда косит,
    • а он лишь закусил губу;
    • кто нищ, бездомен и гоним,
    • он, прах гребущий по дорогам,
    • как Иов, не оставлен Богом,
    • но ревностно возлюблен им.

    Пишите Дмитрию Шеварову: dmitri.shevarov@yandex.ru

    Поделиться