Эксперты оценили технологические риски для российских газопроводов из-за санкций

Последний пакет антироссийских санкций США может осложнить строительство новых газопроводов в России, а также повлиять на работу уже существующих газовых магистралей. США ввели запрет на экспорт, реэкспорт и прямую или косвенную продажу или поставку не только в Россию, но и в Беларусь, газовых турбин всех типов и размеров, а также комплектующих для них.
Александр Рюмин/ТАСС

Всем памятна эпопея со снижением мощности прокачки газа по "Северному потоку" в Европу, которая началась именно с поломки такой турбины и невозможности ее получить после ремонта в Канаде.

По информации газеты "Коммерсант", попавшее под запрет оборудование используется на компрессорных станциях газопроводов "Бованенково-Ухта", "Сила Сибири", головной компрессорной станции "Турецкого потока" "Русская", на Амурском ГПЗ и заводе по производству сжиженного природного газа (СПГ) "Сахалин-2". Эти машины производятся по лицензии Baker Hughes и не были полностью локализованы в России.

Кроме того, учитывая наши проекты по строительству газопроводов "Сила Сибири-2", "Дальневосточного маршрута" в Китай, возможному расширению поставок газа в Турцию, а также планы по увеличению производства СПГ в три раза к 2030 году с 33 млн тонн до 100 млн тонн, в зоне риска оказываются и эти начинания.

Не меньше рисков для электроэнергетики. Более 70% турбин большой мощности на электростанциях РФ - зарубежные, остальное - совместное производство. Ремонт импортного оборудования отечественными специалистами возможен, но сопряжен с рисками лишения гарантий на оборудование со стороны его поставщика.

Как отмечает заведующая кафедрой Государственное и муниципальное управление Финансового университета при правительстве РФ, к.э.н., доцент Ольга Панина, несмотря на уход главных производителей газовых турбин большой мощности - компаний Siemens и Baker Hughes, точечные поставки такого оборудования в Россию до сегодняшнего дня все таки осуществлялись. Хотя они были осложнены, как и сервисное обслуживание уже действующих турбин.

По ее мнению, проблем с работой действующих экспортных и внутренних газопроводов можно избежать, если будет осуществлен активный поиск новых поставщиков, прежде всего в Иране и Китае. Кроме того, наблюдается повышенная активность на вторичном рынке запчастей и газовых турбин. Определенные надежды подают покупатели и перевозчики из третьих стран - поставки возможны, например, через Турцию, Китай и другие страны, с которыми географически у России есть возможность транспортировки грузов. Но для них есть угроза попадания под вторичные санкции, считает эксперт.

По мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, пока до конца непонятно, как введенные санкции будут действовать. И насколько жестко будет контролироваться поставка запчастей. "Предполагаю, что на первом этапе будет усложняться логистика доставки и стоимость, но сама возможность сохранится, как сейчас. Это создает дополнительные сложности, требует больше усилий и средств для функционирования уже закупленного оборудования и поиска альтернатив для новых проектов, как на внешних рынках, так и среди российских производителей. Пока что это удаётся в том или ином виде без критических последствий", - отмечает Гривач.

В текущем моменте купирование рисков сложившейся ситуации будет зависеть от того, насколько быстро потенциальные новые партнеры смогут снять все возможные бюрократические барьеры и заключить контракты, считает Попова. Верным решением представляется налаживание производства газовых турбин большой и средней мощности в России, однако оно требует времени и большего количества ресурсов.

На рынке есть отечественные компании, которые производят газовые турбины и комплектующие к ним: ИНГК, РЭП Холдинг, ОДК и др. Однако в номенклатуре российских турбин нет агрегатов высокой мощности.

В декабре 2022 года компания "Силовые машины" сообщила о завершении сборки головного образца российской газовой турбины большой мощности ГТЭ-170. Турбина успешно прошла программу контрольных операций на сборочном стенде Ленинградского Металлического завода. С 2025 года "Силовые машины" планирует выпускать до 8 таких турбин в год и обеспечит сервис турбин, в том числе стороннего производства. При этом только российские генерирующие компании к 2027 году будут нуждаться в 28 таких установках.