15.03.2023 18:33
    Поделиться

    Запад хочет усилить действие санкций на нефть из России

    Россия сейчас экспортирует 75% своей нефти, не пользуясь услугами подконтрольных ЕС и США компаний. Это касается заключения сделок, их финансового сопровождения, страховки груза и транспортировки нефти. Об этом заявил помощник министра финансов США Бен Харрис.
    На фоне западных санкций Россия пока только увеличивает экспорт нефти.
    На фоне западных санкций Россия пока только увеличивает экспорт нефти. / Reuters

    Статистика весьма неприятная для инициаторов санкций против нефтяного экспорта России. Эти цифры означают, что запреты работают только на четверть. Причем доля независимой от Запада торговли российской нефтью растет. Еще в конце прошлого года говорилось только о 60%.

    Весь санкционный режим Запада был построен на собственной незаменимости. До 2022 года считалось, что международная торговля нефтью в серьезных объемах невозможна в обход сервисов и услуг США, ЕС, Великобритании или Канады. Но в серой зоне, непрозрачной для стран Запада, оказалось почти 20% международной торговли нефтью. Кроме России, здесь участвуют как поставщики Венесуэла и Иран, а как трейдеры и покупатели - ОАЭ, Саудовская Аравия, Индия, Китай, Сингапур и страны Африки.

    Сейчас страны G7 и Евросоюз собирают всю возможную информацию о торговых сделках с нефтью из России.

    И весьма вероятно, что в ближайшее время они захотят "закрутить гайки". Но, по мнению партнера практики налогов и права группы "Деловой профиль" Александра Силакова, новые санкции в отношении российских нефтяников, которые помогли бы закрыть образовавшиеся "прорехи", придумать будет очень сложно. На практике чем больше вводится ограничений, тем большая часть рынка уходит в тень, ведь физические объемы российской нефти заместить просто нечем - Россия слишком крупный игрок на рынке.

    То есть речь идет о возможных вторичных санкциях. Правда, не совсем понятно, как они будут работать, особенно с трейдерами, перевозчиками и покупателями нашей нефти, которые не связаны с западными финансовыми институтами. Впрочем, варианты возможны.

    Даже не присоединяясь к санкциям, Индия и Китай пытаются оградить финансовый сегмент своих рынков от взаимодействия с российским бизнесом, ограничивая кредитование и инвестиции, отмечает Силаков.

    Но пока же в основном используется политическое давление на страны, закупающие российскую нефть, но не присоединившиеся к потолку цен. В первую очередь Индию, которая стала главным драйвером роста экспорта российской нефти в Азию, и сильнее, например Китая, зависит от стран Запада.

    Еще до 5 декабря 2022 года (вступление в силу эмбарго ЕС на импорт российской нефти и потолка цен) наша страна стала увеличивать свой танкерный флот для перевозок нефти и пользоваться услугами страховых компаний из России или дружественных стран. Запах больших денег почувствовали также на Ближнем Востоке и в Азии, танкеры активно закупали в ОАЭ и Индии, причем, особенно не скрываясь, что это делается для перевозок нефти и нефтепродуктов из России.

    До февраля 2022 года 70% всего российского морского экспорта нефти осуществлялось на танкерах, зарегистрированных в недружественных странах, поясняет аналитик ФГ "Финам" Александр Потавин. Теневой флот России тогда составлял около 18-20%. К февралю 2023 года оценочная доля флота недружественных стран снизилась до 40%, ОАЭ - 15%, Китай - 13%, а остальное, то есть почти треть, - это теневой российский флот или неучтенные собственники.

    Санкционный режим Запада был построен на собственной незаменимости, но торговля нефтью ушла в серую зону

    Это косвенно подтверждает статистика сделок по покупке морских судов. По данным аналитической компании VesselsValue, продажи танкеров класса Suezmax дедвейтом (грузоподъемностью) в 160 тысяч тонн в 2022 году выросли вдвое до 102 единиц; класса Aframax дедвейтом до 120 тысяч тонн - на 30% до 121 единицы, а класса MR дедвейтом до 79,9 тысячи тонн - на 33% до 350 единиц. Одновременно с этим выросло число сделок с "неназванными" покупателями. Для танкеров класса Suezmax с 4 до 14, для Aframax - с 6 до 10, а для судов класса MR - c 9 до 27. Как сообщил "РГ" источник в отрасли, российские порты способны обслуживать танкеры преимущественно этих трех типов. Например, в порту Козьмино ежемесячно происходит около 30 отгрузок на танкеры класса Aframax.

    Одновременно с введением санкций стала увеличиваться перевалка российских нефти и нефтепродуктов с танкера на танкер (STS). В феврале 2023 года она выросла на 21% в сравнении с предшествующим месяцем, отмечает Потавин. Если в январе 2023 года объем перевалки составлял 18,2 млн баррелей, то в феврале он увеличился до 22 млн баррелей - многомесячный максимум. Для сравнения: осенью 2022 года, до введения эмбарго ЕС, объем STS-перевалки российской нефти был равен нулю. STS-перевалка нефти зачастую является одной из разновидностей серого импорта нефти.

    Такие сделки легко отслеживаются и могут пресекаться, поясняет Потавин. Но пока идет переходный период перераспределения нефтяных потоков, страны Запада закрывают на это глаза, ведь российская нефть в полном объеме и задешево продолжает поставляться за рубеж, а федеральный бюджет недополучает значительное количество валютной выручки, считает эксперт.

    Но уже с апреля схема расчета налогов для нефтяных компаний в нашей стране изменится, и цена нашей нефти для расчета выплат в бюджет будет привязана к цене североморской марки Brent. А это означает, что от потолка цен на российскую нефть поступление налогов напрямую зависеть перестанет. В такой ситуации, даже если потолок цен на российскую нефть будет снижен до 50 долларов за баррель, как предлагают некоторые страны ЕС - Польша, Литва и Латвия, поступления в бюджет России это не ограничит, а вот по добывающим компаниям может ударить весьма сильно.

    С обеспечением сделок ситуация проще. К этому подключились многие азиатские и российские банки. А вот со страхованием ситуация другая. Как поясняет Потавин, до февраля 2022 года в среднем 75-80% российского нефтеэкспорта морем шло через страховые компании из юрисдикций недружественных стран. Сейчас доля такого страхования снизилась до 55%. То есть почти половина российского нефтяного экспорта танкерами все еще идет по правилам ЕС и США, а значит, не может быть дороже потолка цен (60 долларов за баррель), уточняет эксперт.

    Но доля западного страхования в торговле российской нефтью также снижается. Сейчас российские танкеры пользуются услугами отечественных страховщиков, осуществляющих морское страхование грузов в соответствии с международными стандартами, отмечает Силаков. Гарантия своевременности и полноты страховых выплат обеспечивается за счет передачи рисков в перестрахование Российской национальной перестраховочной компании, гарантом по обязательствам которой, в свою очередь, выступает Банк России. Порты Турции в прошлом году начали принимать суда, застрахованные российскими страховщиками.

    Поделиться