Прообразом для памятника бойцам СВО стал тамбовский спецназовец

В тамбовском поселке открыли народный памятник бойцам СВО. Он создан силами энтузиастов и благодаря армейской дружбе директора местной школы с автором проекта, ветераном боевых действий Романом Ганьшиным.
Спецназовец с позывным "Медведь", ставший прообразом для памятника, награжден орденом Мужества. Посмертно.
Спецназовец с позывным "Медведь", ставший прообразом для памятника, награжден орденом Мужества. Посмертно. / Павел Васильев

Трехметровая фигура спецназовца с автоматом и шевроном Z на груди установлена в центре села, в двух шагах от монумента землянцам, не вернувшимся с Великой Отечественной.

Прообразом для памятника стал другой Роман - сержант спецназа из Тамбова с позывным "Медведь". Он погиб на фронте в июле прошлого года. С ним Ганьшин (тоже сержант, кстати) познакомился по работе. Прослужив 10 лет в погранвойсках и спецподразделениях МВД, побывав в горячих точках и заработав там статус ветерана боевых действий, на гражданке Ганьшин стал редким для Тамбовщины специалистом по интерьерным барельефам. Роман заказал ему пейзаж во всю стену. Пока работал, разговорились, выяснили, что оба - военные, завязалась переписка, обмен поздравлениями...

- Прошлым летом я собирался ему сделать в подарок стену подводного мира: он любил нырять, охотиться. Ждал, когда в отпуск приедет, - рассказал Ганьшин. - 6 июля пришло сообщение от его жены: "Рома погиб". Потом я узнал, что Роман отказался ехать в отпуск. Сказал: "Я своих ребят не брошу". А неделей раньше у меня еще двух друзей не стало...

Роману Ганьшину 52 года. Осенью 2022-го, в первые дни мобилизации, он сам пришел в военкомат, но его развернули: не прошел по возрасту. Оставшись в тылу, бывший спецназовец душой был на передовой, с ребятами. И решил поддержать их доступными средствами.

"В памятник я вложил все чувства, которые жгли сердце после гибели товарищей"

- Памятник стал возможностью выплеснуть все чувства, которые жгли сердце после гибели товарищей. Я вложил туда не только часть своей души, но и множество имен ребят, которые сейчас там, на фронте, - рассказал автор проекта.

С выбором места для мемориала проблем не возникло. Армейский друг Ганьшина директорствует в школе маленького поселка Землянский в тамбовской глубинке. Он не просто согласился на установку монумента на территории школы, но и взял с Ганьшина слово, что тот не передумает.

Работа над проектом длилась полгода и обошлась Роману в полмиллиона рублей. Изготовление скульптуры он оплатил из личных средств. В это время в Землянском старшеклассники выкопали котлован под постамент, фермеры оплатили бетон, администрация купила мрамор для облицовки. В школьном спортзале Ганьшин собрал трехметровую фигуру из 48 фрагментов, заделал швы, отшлифовал памятник и покрыл его защитным полимером. "Из такого самолеты делают, сотни лет простоит", - заметил мастер.

На открытие монумента собрался весь поселок. Дети с цветами. Старики и старушки - тоже с цветами. Ветераны... Из Тамбова приехали жена и дочь погибшего спецназовца.

- Рома все равно всегда рядом с нами. Мы благодарны за честь, оказанную нашей семье. Памятник - хорошая награда моему мужу за его работу. Спасибо всем, кто точно воссоздал его образ: детали, шрам над бровью, - рассказала жена Татьяна.

- Ямочка на подбородке, - продолжила дочь Дарья. Вытерла платком глаза и добавила: - Когда мне трудно, я вспоминаю слова папы: "Даша, не ревем! Мы сильные!"