Напомним, что для получения арктического гектара надо выбрать участок на специальном портале и заключить договор. Землю можно использовать для строительства дома или дачи, личного подсобного хозяйства, предпринимательства. Участник программы должен в течение года сообщить местным властям, какую из этих целей он выбрал. Через три года необходимо подать декларацию об использовании участка, а через 4,5 года можно оформить гектар в собственность или аренду на 49 лет.
Получатели зачастую пропускали сроки оформления земли, поэтому в конце прошлого года в законодательство ввели возможность их продления - "гектарную амнистию". Но другую проблему - нехватки инженерной и транспортной инфраструктуры - решить гораздо сложнее. На Севере обустроены в основном города и их окрестности, стоит отъехать от них на пять километров - и вокруг будет сплошной лес или тундра. Желающих осваивать эти просторы обычно не находится. А местные власти не могут строить дороги и тянуть линии электропередач по таким территориям, поскольку в законе нет понятия "компактно расположенные земельные участки".
- Необходимо определить правовой статус таких земель. Это позволит активизировать работу по инфраструктурной поддержке программы, а также уточнить полномочия по распоряжению бывшими лесными участками, - отметил заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Марат Шамьюнов при обсуждении темы на площадке СФ. - В ряде регионов возникали проблемы из-за того, что участки расположены рядом с лесными массивами или переведены из земель лесфонда.
Минвостокразвития также предлагает ввести механизм "строительного гектара", при котором для сформированных участков будет предусмотрено создание инфраструктуры.
Надо отметить, что при запуске программы арктического гектара учитывали опыт дальневосточного, который появился первым. В итоге получилось так, что в Арктике сегодня доступен для получения только один миллион гектаров земли, а на Дальнем Востоке можно взять хоть 173 миллиона. Почему такая разница?
- Мы использовали разный подход, - поясняет Марат Шамьюнов. - На Дальнем Востоке изначально сделали доступными все участки, за исключением тех зон "нельзя", которые определили сами регионы. Арктические регионы выбирали, наоборот, зоны "можно" - с учетом существующих проектов, интересов коренных и малочисленных народов Севера и так далее. Ведь реализация программы не должна стать препятствием для развития территории и ее экономики. Таким образом удалось избежать многих проблем, возникавших на Дальнем Востоке.
Еще одна сложность, с которой сталкиваются регионы при выделении участков, - недостаток информации о границах населенных пунктов, муниципальных образований и других зон. По данным Росреестра, это касается и арктических регионов СЗФО: в Республике Коми не обеспечена картографическим материалом четвертая часть территории, в Карелии, Поморье и Заполярье - примерно треть, в Ненецком округе - половина. Кроме того, на карте нельзя найти 85 процентов зон подтопления Коми и 80 процентов территорий объектов культурного наследия Карелии.
- Арктическая зона отличается низкой плотностью населения, поэтому обеспечение картографическим материалом у нее не очень хорошее. А гражданин, который хочет получить участок, должен понимать, где он расположен - в границах населенного пункта или нет, - подчеркнула заместитель руководителя Росреестра Татьяна Громова. - Полный и точный реестр также важен для регионов и органов местного самоуправления, для бизнеса. На 2023 год мы запланировали большую работу по картографированию, согласовываем первоочередные территории с регионами.
Предполагается, что до конца года в Арктической зоне будут обозначены границы всех муниципальных образований, а также от 38 до 97 процентов границ населенных пунктов и территориальных зон.
В Мурманской области обозначили и такую проблему: закон давал заявителям возможность самим "рисовать" участок, который они хотят. И получалось так, что к нему невозможно было сделать проезды или проходы, проложить коммуникации. В итоге регион придумал механизм, который помогает избежать таких ошибок. Но изменить границы "неправильных" участков не позволяет закон. Или, например, заявитель пожадничал и "нарисовал" больше, чем может освоить: отказаться от лишней земли тоже нельзя. В Заполярье полагают, что введение такой возможности позволит более гибко использовать гектары.
Кроме того, северянам очень дорого обходится подключение участков к различным сетям. К примеру, в той же Мурманской области нет газа, а плата за технологическое подключение к электросетям увеличивается каждые полгода. Сегодня она составляет более 60 тысяч рублей. Льготные тарифы для получателей гектаров не предусмотрены. А если бы они были, это могло бы увеличить число участников программы, полагают в регионе.
"Гектар Арктики" - комплексная программа, которая в целом продвигается успешно, считают специалисты. Она решает множество экономических и социальных задач - от развития бизнеса до сохранения населения. По данным опросов, каждый третий россиянин считает условия получения гектаров привлекательными. Но такие масштабные проекты обычно не обходятся без слабых мест. Законодательные поправки, которые позволят усовершенствовать программу, могут принять уже в этом году.
По данным Минвостокразвития РФ, в семи северных регионах насчитывается уже 4,2 тысячи участников программы "Гектар Арктики". В СЗФО цифры распределились так: Мурманская область - 2759 участников, Карелия - 503, Архангельская область - 397, Ненецкий автономный округ - 58, Республика Коми - 54.