"Я считаю, что имеет смысл измерять наше благосостояние не только экономическими индексами, но и подключать также нематериальные факторы. Идея Бутана учитывать уровень счастья своих граждан восхищает", - заявил канцлер Олаф Шольц во время встречи с бутанским премьером Лотаем Церингом в Берлине.
Отказаться от ВВП в пользу ВНС в Бутане решили еще в 70-х годах прошлого века. Правивший тогда в стране король Джигме Сингье Вангчук обосновал данный шаг тем, что производство и услуги, учитываемые в ВВП, не всегда приносят пользу, а иногда бывают даже вредны - например, для здоровья людей или экологии. Соответственно, развитие бутанской экономики было переориентировано с увеличения показателей ВВП на поддержку и развитие других факторов - семьи, культуры, природы и религии.
Правда, в рейтинге самых счастливых стран по версии ООН Бутан сейчас занимает только 95-е место, а лидируют там страны ЕС. Но, как говорят некоторые эксперты, это лишь потому, что рейтинг сильно ориентирован на экономические показатели и не учитывает, например, отсутствие психологических проблем у людей или же то, насколько часто они улыбаются. При этом оценки по другим методикам все же показывают, что Бутан если не самая, то по крайней мере одна из самых счастливых стран в мире.
Но то, что бутанский опыт можно успешно применить в Германии или других европейских странах, все-таки вызывает сильные сомнения. Согласно результатам исследований, ощущение счастья у немцев тесно связано именно с экономикой, и чем хуже в ней идут дела, тем больше в стране людей, чувствующих себя несчастными. За время острой фазы пандемии, например, число таковых в Германии удвоилось, а национальный индекс счастья упал с 7,14 до 6,59. В 2021 году он немного подрос, но по итогам прошлого года ожидается новое и причем весьма серьезное падение. Причина, как говорят составители немецкого "Атласа счастья", - в высокой инфляции и всех остальных экономических проблемах, связанных с энергетическим кризисом.
Впрочем, если не раздражать граждан постоянной демонстрацией уровня роста инфляции и падения ВВП, то, возможно, они и почувствуют себя немного счастливее. К тому же другие индикаторы, которые немецкое правительство уже сейчас включает в свои отчеты о национальном благосостоянии, например, экологический, в отличие от экономики вполне даже могут дать повод для радости.