Ранее вы анонсировали законопроект, который должен улучшить ситуацию с лекарствами для животных. На каком этапе сейчас его разработка?
Владимир Бурматов: Законопроект уже прошел первое чтение. Сейчас он находится в комитете по здравоохранению. Мы рассчитываем, что он пройдет второе и третье в весеннюю сессию и задержек не будет.
У нас очень большая проблема с подорожанием ветеринарных препаратов и с их нехваткой. Доходит до того, что в ветеринарных клиниках не хватает наркоза. Расширение перечня ветеринарных препаратов за счет включения туда медицинских препаратов по упрощенной процедуре поможет расширить перечень этих препаратов и удешевить их за счет повышения конкуренции. Сейчас в России всего 2 тыс. наименований препаратов для животных. Человеческих препаратов - более 20 тыс. наименований, то есть в 10 раз больше.
Во всем мире есть протоколы лечения: если у тебя ветеринарные препараты исчерпаны, но цель не достигнута, то ты можешь пользоваться "человеческими", ведь болезни животных абсолютно такие же. Но у нас подобная практика запрещена.
Вы говорили про введение регистрации животных, есть какие-то сроки введения такой процедуры?
Владимир Бурматов: Это очень болезненный вопрос. Моя позиция остается прежней. Во-первых, регистрация нужна. Во-вторых, она должна быть бесплатной для граждан. В-третьих, маркировка должна быть вариативной, то есть на усмотрение гражданина: клеймо, татуировка, чип, бирка. В-четвертых, регистрировать надо не только домашних, но и безнадзорных животных. Нужен общий сквозной учет для того, чтобы видеть всю популяцию. В-пятых, должна быть одна база, в которую будут интегрированы все имеющиеся базы кинологических федераций, специальных служб и ведомств, а также региональные базы. Это нужно для того, чтобы животных не приходилось перерегистрировать, потому что зачастую это невозможно: чипированную собаку второй раз не чипируют. Чип один раз вживляется.
На первых порах регистрация должна быть добровольной. В момент зарегистрировать 60 миллионов имеющихся на руках у граждан животных просто невозможно, а у нас более 20 миллионов собак и 40 с лишним миллионов кошек. Добровольность на первых порах даст возможность сформировать инфраструктуру, отладить все процессы, не создавать ажиотажа, а главное - не вводить никаких штрафов и других карательных мер. Они просто не нужны.
Самое простое, как пройти от добровольной регистрации к регистрации всеобщей, - это начать предъявлять те же требования при авиа- и ж/д перевозке животных внутри страны, которые сейчас действуют при перевозке за рубеж.
То есть регистрации еще нет, но в 2023 году в Госдуме уже будут рассматриваться изменения в Административный кодекс, которые в том числе касаются штрафов за выброшенных животных и натравливания. А как найти виновных?
Владимир Бурматов: Законопроект уже принят в первом чтении, мы ждем принятия во втором и третьем. Там много новых административных составов, и это никак не противоречит тому, что пока нет регистрации. Доказательная база уже собирается. Например, штрафы за выброшенных животных. Мне видео присылают постоянно с требованием наказать - виновник попал на камеры. Он примотал к двери ветеринарной клиники собаку в мороз минус 20 и ушел. На видео видно лицо человека, он идентифицируется, есть состав правонарушения, но за это сегодня нет наказания.
Или нам присылают видео с видеорегистратора: машина останавливается у обочины, и из нее выкидывают копошащийся пакет - выводок котят или щенков. Номера машины видны, но нет наказания. За такие действия будут штрафы до 30 тыс. рублей.
Есть, например, нормы, связанные с покусами, - штрафы за натравливание, если твоя собака причинила кому-то вред. Конечно, эффективнее это будет работать, если есть регистрация и можно четко идентифицировать, чья именно была эта собака.