15.03.2023 20:05
    Поделиться

    Выставка Петрова-Водкина и его ученицы Марии Ломакиной откроется в Музее Москвы

    150 экспонатов из собрания 28 музеев, в том числе Эрмитажа, Третьяковской галереи, Русского музея, Дома-музея Максимилиана Волошина, и частных коллекций покажут на выставке "#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым" в столице. Масштабный проект готовит Российская государственная художественная галерея (Российская галерея искусств) - новый федеральный музей изобразительного искусства, который строится в Севастополе. Выставка будет доступна в Музее Москвы с 16 марта по 13 июня.
    Пресс-служба Музея Москвы

    Произведения Петрова-Водкина и Ломакиной для выставки предоставили 28 музеев, в том числе Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Псковский музей-заповедник, Дом-музей Максимилиана Волошина, Севастопольский художественный музей имени Крошицкого, Симферопольский художественный музей. Также в выставке участвуют музеи Астрахани, Белгорода, Вологды, Вятки, Кирова, Москвы, Перми, Санкт-Петербурга, Саратова, Тулы, Автономного Ханты-Мансийского округа и частные галереи.

    "Российская галерея искусств, здание которой по проекту Вольфа Прикса строится сейчас в Севастополе, ежегодно в рамках традиционных дней Крымской весны представляет в Москве большой межмузейный проект, - рассказал директор музейно-выставочного центра Российской галереи искусств Виталий Зотов. - В прошлом году мы подготовили выставку к 150-летию Константина Богаевского в Государственном Историческом музее и, можно сказать, фактически вернули публике имя незаслуженно забытого живописца. Продолжая эту традицию, в нынешнем году галерея решила представить работы Кузьмы Петрова-Водкина и его одной из самых одаренных учениц, уроженки Крыма, Марии Ломакиной".

    Посетители смогут сравнить и сопоставить их взгляды на исторические события, природу и жизнь Крыма.

    Встреча Петрова-Водкина и Ломакиной состоялась ровно сто лет назад в 1923 году в Петрограде. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин был одним из ключевых педагогов советского художественного образования. После революции в годы он занимался реорганизацией Высшего художественного училища при Академии художеств, разрабатывал новую программу обучения живописи, читал лекции, вел свою мастерскую.

    Мария Ломакина многое переняла от учителя, однако знакомство с её творчеством для специалистов и публики началось сравнительно недавно, в 1990-е годы, когда искусствоведы стали изучать различные живописные школы 1920-1930-х годов. Благодаря дочери художницы, Марине Алексеевне, до нас дошли её графические и живописные работы - произведения матери она передала в Третьяковскую галерею, Русский музей, Музей Востока.

    Экспозиция выставки "#ПетровВодкинЛомакина. Стихия Крым" поделена на две части. В первой будут представлены портреты, пейзажи, зарисовки художников разных лет. Так, зрители увидят работы Марии Ломакиной, которые она создавала в Богородском, где преподавала математику, русский язык и рисунок, и в Загорске (сейчас - Сергиев Посад), куда переехала в 1930-е годы вместе с мужем. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, виды Москвы, Ленинграда - показаны все этапы становления Ломакиной как художника.

    Во второй части выставки собраны крымские работы Петрова-Водкина и Ломакиной. Зрители смогут увидеть и сравнить два похожих, но разных взгляда на жизнь и природу полуострова: мужской и женский, взгляды севера и юга.

    Прямая речь

    Татьяна Нечаева, куратор выставки:

    - Школа Кузьмы Петрова-Водкина в 1920-1930-е годы была одной из самых многочисленных. Сам мастер отличался не только своим художественным видением, но и своим подходом к обучению. Он никогда не довлел над своими учениками, в отличие от Малевича или Филонова, требовавших неукоснительного следования их стилю. У Кузьмы Сергеевича все проходили одинаковое обучение - выполняли растяжку цвета, писали натюрморты на наклонных плоскостях, но при этом каждый выбирал свой путь: кто-то занимался книжной графикой, кто-то становился театральным художником.

    Кстати

    На выставку из Русского музея приедет картина Петрова-Водкина "Землетрясение в Крыму" 1927 года. Художник, в тот момент гостивший у Максимилиана Волошина, стал свидетелем этого события, но решил не эвакуироваться, а начал работать над полотном. А Вятский художественный музей отправит на выставку "Портрет Ариадны Холоповой" 1915 года. Долгое время эта картина оставалась просто "портретом девочки", пока в 1966-м на выставке в Русском музее её не увидела повзрослевшая модель. Оказалось, что родители Рии Холоповой дружили с Петровым-Водкиным. Когда ей было десять лет, художник написал её портрет: во время работы, чтобы девочка не скучала, он рассказывал ей волшебные истории.

    Поделиться