Накануне открытия об этом проекте рассказывает в "РГ" Елена Юрьевна Гагарина, директор Музеев Московского Кремля. А также о том, каким Музеи Кремля видят будущее, почему витрина для музея больше, чем витрина, откуда взялись соболя для шуб венецианских дожей и как из шинели наркома может явиться выставка, которую не ждали...
Почему выставка "Небесное воинство..." охватывает почти тысячу лет, от домонгольской Руси до ХХ века?
Елена Гагарина: Канонизация святых церковью, как правило, происходит после смерти. Время, которое разделяет эти два события, может быть очень разным. Скажем, святые Борис и Глеб, убитые в 1015 году, вскоре после прихода христианства на Русь, были канонизированы уже в 1072 году. Прошло меньше 60 лет с момента их гибели. А вот князь Дмитрий Донской был канонизирован относительно недавно, в 1988 году.
И для нас важна, конечно, связь времен. Для Александра Невского, например, сродниками были святые Борис и Глеб, которым он молился перед Невской битвой. Считается, что они были его небесными заступниками в этом сражении. В свою очередь к образу князя Александра Невского, который был канонизирован церковью, сегодня с молитвами обращаются уже наши современники.
Этот проект готовился вначале для Музеев Ватикана?
Елена Гагарина: Там мы планировали показать вещи только из Музеев Московского Кремля. Сейчас в выставке участвуют и другие российские музеи.
Богатые коллекции древнерусского искусства есть в Третьяковской галерее, Русском музее, в Историческом музее. Конечно, в Эрмитаже. Так, Эрмитаж дал на выставку сребреник Ярослава Мудрого. Таких монет в мире сохранилось всего шесть. Одну из них мы показываем на выставке.
Кроме того, мы смогли показать ряд вещей, которые трудно было бы вывезти за границу из-за хрупкости красочного слоя. Но даже и на нашу выставку мы смогли получить не все работы.
О каких раритетах речь?
Елена Гагарина: Прежде всего об иконе XVI века "Небесное воинство". Это очень большая икона, которая хранится в Третьяковской галерее. Сохранность вещей - приоритет для хранителей любого музея. Эксперты считают, что переезды иконе не пойдут на пользу, может пострадать живопись. Мы согласились с коллегами, что лучше не рисковать. Но в каталоге мы поместили изображение этой иконы, которая дала название нашей выставке, и сделали небольшой фильм о ней, который показываем в выставочном зале Успенской звонницы.
Историки работают с фактами. Религия опирается на веру... Музей, который ценит достоверность, оказывается между двух огней?
Елена Гагарина: Я бы так не сказала. Мы работаем с произведениями искусства, с образами, которые они представляют, с историей бытования икон, оружия, памятников культуры, с историей их создания. Иначе говоря, мы работаем с подлинными произведениями искусства.
Так, на выставке мы показываем очень редкие вещи, среди которых, например, икона св. Георгия XI-XII веков из Успенского собора. Святой Георгий почитается во всем христианском мире. Он считается покровителем Москвы со времен Дмитрия Донского. Изображение святого Георгия, побивающего змея, мы видим на гербе Москвы. В то же время образы святого Георгия домонгольской эпохи, дошедшие до нас, можно пересчитать по пальцам. Среди них - те, что хранятся в Музеях Московского Кремля. Мы представляем самые древние образцы шитья домонгольской эпохи. В частности, хоругви с изображением Михаила Архангела, предводителя небесного воинства, заступника всех, кто ведет праведную войну.
Одно из самых ожидаемых событий - открытие нового здания Музеев Московского Кремля на Красной площади. Музей получает новую площадь, новые возможности. С другой стороны, музей уходит из Кремля. Не страшно ли потерять зрителей?
Елена Гагарина: Начнем с того, что музей не уходит, а получает еще одно дополнительное здание. У нас останутся и Оружейная палата, и Патриарший дворец, и соборы.
Экспозиция в Оружейной палате будет полностью посвящена церемониям венчания на царство и коронации. В Патриаршем дворце, где сейчас у нас выставочный зал, разместится экспозиция об истории патриаршества на Руси. Это логично, поскольку резиденция патриархов располагалась в Кремле.
Также в планах - реставрация помещений в Филаретовой пристройке. Мы собираемся восстановить убранство церквей, демонтированное в 1960-е годы. Там службы проходят, но очень редко. И они не публичные, так как помещения маленькие.
Наконец, после открытия нашего нового здания в Средних Торговых рядах на Красной площади мы сможем освободить помещения в исторических зданиях в Кремле, где после реставрации также будут экспозиции музея.
Кроме того, в Кремле будет создан небольшой музей, посвященный Александру I, который издал в 1806 году указ о создании музея, основой которого стала царская и императорская сокровищница.
Что будете показывать в новом здании?
Елена Гагарина: Например, лучшую в мире византийскую коллекцию. О ней знают, конечно, специалисты. Мы показывали эти чудесные вещи на выставках, но представить ее как единое целое мы не могли. В новом здании такая возможность появится. У нас замечательная коллекция восточного оружия, в которой хранится парадное оружие русских государей. Каждая вещь - произведение искусства. Мы рассчитываем показать это собрание полностью в новом здании. Наконец, у нас прекрасная коллекция знамен, которую развернуть во всей полноте мы не имели возможности. В Музеях Кремля богатейшие собрания, мы рады, что сможем более полно и масштабно представить их зрителям.
Когда откроете новое здание?
Елена Гагарина: Все зависит от производителей витрин. Наши строители готовы закончить отделочные работы к концу 2024 года. Но витрины нам делали шотландцы. Сейчас Управление делами президента, которое ведет строительство нового корпуса, заключает договоры с российскими производителями. Ни для кого не секрет, что современная музейная витрина - весьма высокотехнологический продукт. Специальные антибликовые стекла для витрин - триплекс - мы покупаем за границей. Но кроме стекол, нужны замки, охранные системы, системы освещения... Плюс - система открывания и закрывания больших стекол. Как раз разработка этих технологий и внедрение их в производство - одна из задач, которые решают наши заводы. Я уж не говорю, что есть витрины огромные, которые встраиваются в архитектурное пространство залов.
Климат-контроль, наверное, тоже важен?
Елена Гагарина: Наши реставраторы и хранители считают, что ткани, кожаные вещи, даже иконы за свою жизнь уже привыкли к изменениям температуры в музейных хранилищах. Это живой материал, он "дышит". Поэтому к идее жесткой неизменности температуры и влажности хранители как раз относятся с опаской.
Сколько витрин нужно?
Елена Гагарина: Осталось сделать 499 витрин...
Вы рассказывали, что верхний этаж с хорошим естественным освещением займут реставраторы. Наверное, они больше всех ждут этого переезда?
Елена Гагарина: Они не хотят переезжать. Им в Кремле нравится.
Не тесно?
Елена Гагарина: В новом здании, конечно, мастерские просторнее. Но за последние годы мы хорошо оснастили и нынешние реставрационные мастерские, сделали ремонт, реставраторам там очень комфортно. К тому же экспонаты из помещения в помещение в Кремле безопасно переносить.
А подземный ход провести в новый корпус?
Елена Гагарина: Вы предлагаете построить подземный ход под Спасской башней? Боюсь, Федеральная служба охраны не оценит эту идею.
Эрмитаж превратил часть запасников в открытое хранение в Старой деревне. Вы не планируете последовать его примеру?
Елена Гагарина: Не планируем. В Эрмитаже Золотая кладовая закрыта. А у нас почти все экспонаты как из Золотой кладовой.
Пару лет назад вы объявляли конкурс на лучшее название нового корпуса музея на Красной площади. Нынешнего названия К5 среди финалистов не было.
Елена Гагарина: Это правда. Как и то, что мы не обещали выбрать вариант именно из финального списка. В нем были четыре названия из 500 присланных предложений: "Красная палата", "Корпус Клейна", "Новая Оружейная палата", "Кремлевские музейные ряды". Каждое интересно по-своему. Но все они обыгрывали ассоциации с уже существующими названиями.
Вам хотелось, чтобы музей был устремлен в будущее?
Елена Гагарина: Любой строитель работает для будущего. Да, мы думаем о будущем музея. Нужно было название простое, удобное для сайта и легкое для запоминания туристами. В итоге адрес - Красная площадь, дом 5 - сжался до "формулы" К5. Первыми ее начали использовать наши архитекторы и дизайнеры, так все и привыкли.
Сайт k5.kreml.ru создан, чтобы "виртуально" обживать будущее здание. Пока там пространство из 12 глав. Какие задачи вы ставили, делая этот сайт?
Елена Гагарина: Всем же любопытно узнать, как строится музей.
Вы хотите тайную жизнь музеев сделать явной?
Елена Гагарина: Как же журналисты любят тайны...
Как говорил герой одного сериала, больше всего человечество любит чужие тайны. Мы просто думаем о читателях...
Елена Гагарина: А мы - о зрителях. Музеи Московского Кремля, наверное, единственный музей, который не имеет своего здания и до последнего времени не мог даже на него рассчитывать. Но коллекция у нас мирового уровня, и она достойна, чтобы ее показать полно, интересно, умно. Поверьте, мы очень старались, чтобы новые музейные залы были не только функциональны, но и красивы. Поэтому нам показалась неплохой идея дать шанс зрителям еще до открытия увидеть архитектуру нового корпуса и то, как музейные пространства наполняются раритетами нашей коллекции. Кроме того, это такая же история музея, как собирание коллекции, как работа ученых и рождение выставок... Если пропустим, не будем снимать, то историю на "перемотку" не поставишь. Это не кино.
Новое здание огромное - 80 тысяч квадратных метров. Хотелось бы, чтобы зрители приходили в уже знакомое, "обжитое" и нами, и ими пространство. Пусть пока в виртуальной реальности.
Сколько посетителей у этого сайта?
Елена Гагарина: Порядка 200 тысяч человек с момента запуска.
А на основной сайт музея сколько людей заглядывают?
Елена Гагарина: Около 600 тысяч человек. Здесь покупают билеты, в том числе на выставки, лекции...
В Лувре все стремятся увидеть "Мону Лизу". Какие экспонаты Музеев Московского Кремля столь же популярны?
Елена Гагарина: Царь-колокол и Царь-пушка. На их фоне все фотографируются. И, конечно, шапка Мономаха.
Сколько она весит?
Елена Гагарина: Как считать. Шапка Мономаха - сложносоставной памятник разных эпох. Описание шапки Мономаха до XVI века неизвестно. Была великокняжеская регалия - золотая шапка, передававшаяся старшему в роду. Как символ княжеской власти, она была подарена одному из Рюриковичей в Орде. Изначально она и выглядела как монгольская шапка. Если снять навершие, можно увидеть отверстие, куда вставлялся "султанчик". Золотая шапочка с узором сканью весила около 400 грамм. Позже на ней появились накладки с драгоценными камнями, навершие с крестом, меховая опушка.
И тяжела стала шапка Мономаха...
Елена Гагарина: Думаю, она всегда была нелегкой ношей.
Это правда, что послы подносили подарки московским князьям, чтобы получить соболиные шубы?
Елена Гагарина: Нет. Послы дарили подарки, потому что таков был дипломатический этикет. У нас, например, хранятся немецкие двухметровые кубки, которые были переданы в дар доверху наполненные серебряными и золотыми монетами. В свою очередь русские князья отправляли послов в другие страны с подарками. Почему не сохранились подарки из Руси? Потому что это были соболя. О соболях все мечтали. Но соболиный мех больше 30 лет не живет. Если вы посмотрите на портреты венецианских дожей XVI века, то увидите, что они в соболиных шубах. Это русские соболя.
В ваших коллекциях много вещей советского периода?
Елена Гагарина: Очень мало.
Есть вещи, связанные с Лениным?
Елена Гагарина: Нет. Они хранятся в Историческом музее, Музее современной истории, в Горках, куда перевезли вещи из кабинета Ленина в Кремле. Музеи Московского Кремля сформированы как музей дома Рюриковичей и дома Романовых.
Как возникла идея одной из самых интересных выставок прошлого года, посвященной наркому иностранных дел Георгию Чичерину?
Елена Гагарина: Началось с того, что хранители обнаружили в запасниках очень редкую военную форму 1920-х годов. Форма была сшита явно не на швейной машинке, а вручную. Выяснилось, что она принадлежала Чичерину. Одно время он практически жил в Кремле, в Большом Кремлевском дворце у него была комната, где он мог переодеться перед приемом делегаций, не заходя домой. Потом мы нашли целую коллекцию восточных халатов. Это были дипломатические дары Чичерину делегаций из Средней Азии, Монголии...
Кроме того, первый глава советского МИД сыграл важнейшую роль в создании Союза Советских народных республик. Иначе говоря, это человек, благодаря которому сформировался и Советский Союз, и взаимоотношения между республиками, народами, национальностями внутри страны такими, какими мы их знали в ХХ веке. В год столетия образования СССР было логично сделать выставку, посвященную Чичерину.
Чем измеряется успех выставки?
Елена Гагарина: Все зависит от подхода. Для министерства культуры критерий - количество людей, которые пришли на выставку. Например, Национальный музей Китая делал выставку, посвященную Карлу Марксу. Ее посетили два миллиона человек. Критерий? Да. С другой стороны, есть выставки, которые становятся открытием даже для специалистов. Они могут быть камерные, и миллионы зрителей они не соберут. Означает ли это, что их не стоит делать? На мой взгляд, не означает.
Кассовые сборы не могут быть критерием для музея...
Елена Гагарина: Музей - это не супермаркет и не кинотеатр, где все решают продажи билетов. Исследовательская работа - такая же часть труда музея, как и хранение, и лекции, экскурсии.
Какие условия в Музеях Московского Кремля для посетителей с ограниченными возможностями?
Елена Гагарина: Мы очень многое делаем для комфортного посещения музея слабовидящими людьми. Разрабатываем специальные программы. Делаем тактильные экспонаты, которые дают представление о вещах, представленных на выставке. Готовим педагогов и экскурсоводов для работы с детьми со слабым зрением.
Что касается пандусов для инвалидных колясок, то с этим сложнее. Кремль - памятник архитектуры, который находится под эгидой ЮНЕСКО. У нас очень узкие проходы, и мы не можем поставить подъемники везде. Но подъемники на Боровицких воротах предусмотрены. И, конечно, смотрители, экскурсоводы готовы работать с посетителями на колясках.
Недавно мы принимали вышедших из госпиталя военных. Среди них были и те, кто передвигался на инвалидных колясках. Мы для них открывали специальный вход в Оружейную палату. Тем не менее, конечно, это не тот уровень комфорта, который, надеемся, будет для людей с ограниченными возможностями в нашем корпусе на Красной площади. Он сделан по стандартам современного музея.
Сколько посетителей музей рассчитывает увидеть после открытия этого корпуса?
Елена Гагарина: Только в здании на Красной площади мы в год сможем принять до 4,5 миллиона человек. Тогда в стенах Кремля музей будет принимать не больше двух миллионов посетителей.
Нет музея в России, который не хотел бы сотрудничать с Музеями Московского Кремля. От чего зависит ваш ответ?
Елена Гагарина: Все просто. Для наших выставок необходимо специальное оборудование. Нужны витрины, причем очень хорошие. Система сигнализации. Охрана. Это те моменты, которые для нас первостепенны. Если музей оборудует выставочное пространство и оснащает его всем необходимым для нас, мы готовы делать с ним выставки.
Для музея это долгосрочное вложение...
Елена Гагарина: Естественно. Музей получает оборудование, которое может использовать для других проектов. С витринами, конечно, огромная проблема. Была фактически одна компания, которая делала витрины на том уровне, который отвечал нашим музейным требованиям. У нее были филиалы в России. Сейчас наши производители осваивают технологии...
С какими музеями вы сотрудничаете, кроме музеев Челябинска и Владивостока, с которыми подписаны договоры?
Елена Гагарина: Мы не раз показывали свои проекты в Уфе, там прекрасно оснащенный музей. Осенью первый раз сделаем выставку в Хабаровске в Гродековском музее. Во Владивостоке в этом году мы делаем выставку. У нас договор с музеем им. В.К. Арсеньева заканчивается. Впрочем, его директор Виктор Алексеевич Шалай сказал, что расставаться с Музеями Московского Кремля не намерен.
Какие проекты ждут в регионах?
Елена Гагарина: Как правило, мы обсуждаем проекты, которые уже показывали на своих площадках. Бывают, конечно, ситуации, когда мы просто не можем привезти всю выставку. Например, в проекте, посвященном Борису Годунову, участвовало 15 российских музеев. Выставка пользовалась успехом, ее просили регионы. Мы могли дать вещи из Музеев Московского Кремля. За других участников проекта не могли отвечать.