Выступая перед экспертами рабочей группы, которая создана для контроля за соблюдением Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, посол Ульянов подтвердил тот факт, что поддержание в готовности потенциала России для возможного возобновления ядерных испытаний прописано в федеральном законе, но Москва не намерена отказываться от добровольного моратория.
"Мы намерены и дальше придерживаться введенного нами в 1991 году добровольного моратория на ядерные испытания, - заявил российский дипломат. - А поддержание в готовности потенциала для возможного возобновления ядерных испытаний - одно из требований, которому наша страна следует в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О ратификации ДВЗЯИ" 2000 года".
Напомним: 21 февраля 2023 года президент Владимир Путин дал поручение соответствующим российским ведомствам обеспечить готовность к испытанию российского ядерного оружия. И тогда же глава государства уточнил, что Россия не будет проводить такие испытания первой, но пойдет на это, если ядерные испытания проведут США.
Выступая перед коллегами в Вене, Михаил Ульянов пояснил, что это заявление "никак не меняет позицию России в отношении ДВЗЯИ", она "была и остается приверженной своим обязательствам" по договору.
Источники "РГ" в российском ядерно-оружейном комплексе, в том числе специалисты, связанные с поддержанием безопасности и надежности существующих образцов ядерного вооружения, на такую новость из Вены отреагировали позитивно. И дали понять, что позиция Российской Федерации, изложенная по дипломатическим каналам, была проработана с участием специалистов-атомщиков и предварительно согласована на экспертном уровне.
При этом надо иметь ввиду: Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний принят Генассамблеей ООН 24 сентября 1996 года. Россия в числе первых его подписала и 2000-м ратифицировала.
По последним данным, ДВЗЯИ подписали 184 государства и 168 - ратифицировали. Договор будет считаться вступившим в силу через 180 дней после того, как его ратифицируют все 44 государства из особого перечня, определённого Международным агентством по атомной энергии. К этому дню 36 государств из перечня МАГАТЭ ратифицировали договор. От ратификации по разным причинам воздерживаются или вовсе отказались: Израиль, США, Иран, КНДР, Китай, Египет, Индия, Пакистан.