16.03.2023 05:11
    Поделиться

    Когда у России появится новая собственная модель высшего образования

    Отказ от Болонского процесса и возврат к традиционной для нашей страны системе высшего образования, предложенный президентом страны Владимиром Путиным, вызвал большой резонанс в обществе. Всех волнует, как теперь будут работать вузы, что ждет студентов и появится ли у России новая собственная модель высшего образования. Об этом корреспондент "РГ" побеседовал с ректором Северо-восточного федерального университета (СВФУ), доктором биологических наук Анатолием Николаевым.
    Студенты, которые сейчас учатся в вузах, продолжат обучение по действующим программам
    Студенты, которые сейчас учатся в вузах, продолжат обучение по действующим программам / РИА Новости

    Анатолий Николаевич, эксперты не раз отмечали, что европейская система с ее разделением на бакалавриат и магистратуру не позволяет студенту полноценно сформировать знания, умения и компетенции. Вы согласны с этим?

    Анатолий Николаев: Уже в начале вхождения в новый формат образовательной системы было ясно, что это долгий, иногда не совсем понятный путь, когда программу пятилетнего специалитета по многим направлениям подготовки пытались превратить в четырехлетний бакалавриат, сокращая часы и уменьшая количество предметов.

    Такой процесс не всегда сопровождался сохранением качества. Спустя время новая система образования, через которую предполагалось выйти на мировой уровень, не оправдала всех ожиданий. В итоге Россия не стала полноценным партнером Болонской системы. Об этом высказался министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Мы должны создать новую систему образования, необходимую для выполнения государственных задач.

    Отказ от Болонской системы - это практически реформа высшего образования. Как она может происходить технически?

    Анатолий Николаев: В своем обращении к Федеральному Собранию Владимир Путин подчеркнул, что мы должны дать новые возможности для реализации молодых специалистов, их дальнейшего трудоустройства. И если профессия требует дополнительной подготовки, молодой человек сможет поступить в магистратуру. При этом студенты, которые сейчас учатся в вузах, продолжат обучение по действующим программам. Уже полученные дипломы также будут действительны, и права их обладателей не должны ущемляться.

    Большое внимание было уделено поддержке молодых ученых, развитию не только прикладной, но и фундаментальной науки, повышению качества образования. Принципиальное значение сейчас имеет переход к отечественной системе подготовки кадров по самым разным направлениям. Реформа в высшем образовании должна стать синтезом лучших практик, она также даст вузам гибкость для выработки программ - в зависимости от специальности это могут быть четыре года или шесть лет обучения.

    Необходимо продумать все механизмы, перенять лучшие практики. Мы готовы к положительным переменам. Все-таки нужно работать не по стандартам других государств, а выполнять задачи социально-экономического развития нашей страны.

    Что из практики последних десятилетий мы все-таки сможем использовать? Что было удачным?

    Анатолий Николаев: В целом за последние десять лет система высшего образования РФ претерпела значительные изменения. Например, если раньше аспирантура подразумевала подготовку диссертации, то сейчас это некий третий уровень высшего образования, вошедший в образовательную часть. Изменилась и внутренняя структура университетов: последовали институциональные реформы, прошла переподготовка кадров, "перелопачен" механизм поступления и выпуска, пересмотрена система мониторинга качества деятельности университетов. Вузы стали рассматриваться не только как образовательные структуры, но и как научные центры. Университеты наравне с академическими институтами стали центрами концентрации научной мысли, разработок и инноваций.

    "Мы готовы к положительным переменам. Все-таки нужно работать не по стандартам других государств, а выполнять задачи социально-экономического развития нашей страны"

    Большую роль стала играть третья миссия университетов, которая подразумевает социальную ответственность. Они стали более открытыми, активно развивают международное сотрудничество. Появилось множество лабораторий, проведена серьезная работа по возвращению наших ученых-соотечественников. Изменения, которые произошли за последние десять лет, открыли дорогу к здоровой конкуренции среди университетов, но появились кооперация и коллаборация - вузы стали еще сильнее. Эту практику необходимо продолжать и после реформ, которые ждут систему высшего образования.

    Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

    В СВФУ учатся иностранные студенты. Не скажется ли на них уход от Болонской системы?

    Анатолий Николаев: Не думаю, что грядущие изменения повлияют на настроение иностранных студентов и на развитие международного сотрудничества. Российское образование всегда отличалось высоким уровнем, и отказ от Болонской системы никак не скажется на качестве подготовки кадров. У ребят из других стран, которые здесь учатся, вероятно, перед поступлением были и другие варианты, однако сегодня они студенты СВФУ.

    В университете действует организация "NEFU International", товарищества. Мы проводим различные фестивали. Сотрудники СВФУ выезжают в другие страны и знакомят иностранцев с нашим университетом. Конечно, все вузы так делают, но чтобы к нам массово поступали студенты из Африки, Азии, арабских стран, была проделана большая работа.

    Поделиться