В 1959 году сюда заселились семьи руководства ЯАССР. Перед сдачей случился пожар, и объект доделывали в авральном режиме. Старожилу дома Татьяне Логлоровой тогда было 12 лет, и она хорошо запомнила те далекие годы.
- Тогда в Якутии не было местного цемента, кирпичей, и, как говорили рабочие, строили из того, что удалось привезти из Красноярского края или Иркутской области, - вспоминает Татьяна Яковлевна.
Готовили хозяйки на обычных печках, установленных в каждой кухне. При этом дом был подключен к центральному отоплению.
В постсоветские годы начались проблемы. Из-за плохого обслуживания управляющих компаний дом утонул в сточных канализационных водах. Постоянная отсыпка со стороны проспекта привела к тому, что "сталинка" оказалась в низине. Из-за вечной сырости оттаивает мерзлотная линза, крайние сваи глубоко ушли в землю. По стенам пошли трещины, в боковых подъездах полы стали неровными.
- Еще в середине 1970-х годов наш дом уже называли аварийным, но ремонта в нем никогда не делалось, - говорит женщина, прожившая здесь 63 года.
Люди обращались в местные СМИ, писали во все инстанции, но ремонта так и не дождались. Апрельским утром 2009 года жильцы проснулись от настойчивого стука в двери. Сотрудники службы спасения предупредили о срочной эвакуации. Они приехали по вызову, когда в одной из квартир начала рушиться стена.
Взяв все ценное, жильцы выбежали во двор, где стояли "скорая", пожарная и машина, а также журналисты. Потом все представители специальных служб убыли, велев жильцам заселяться обратно.
Совету дома удалось добиться экспертизы, обратиться с ее результатами в суд и в 2010 году выиграть его. Администрацию Якутска обязали отремонтировать "сталинку". Исполнения решения суда жильцам пришлось ждать 12 лет.
- Нам повезло, что в 2018 году мы попали в руки грамотного судебного пристава, которая хотела привлечь администрацию города к ответственности за неисполнение судебного решения и даже пыталась возбудить уголовное дело против мэра Якутска. Лишь тогда в мэрии зашевелились. Но сотрудника перевели в другой отдел, а новый пристав ничего для нас не делает, - говорит активистка домового совета Изабелла Давыдова.
На замедленную реакцию администрации города могло повлиять то, что жильцы приватизировали землю под своим домом. Мэрии нужно не только расселить почти 30 квартир, но и выкупить у собственников участок в самом центре города. А он "золотой".
Когда нашлись потенциальные застройщики, город разрешения на расселение дома не дал. Его вдруг назвали "исторически ценным", а заодно ввели мораторий на строительство высоток в центре города.
Дом не признан городскими властями аварийным и поэтому не попал в федеральную программу переселения из ветхого и аварийного жилья. В прошлом году администрация Якутска все-таки решила отремонтировать "сталинку", на что требовалось 70 миллионов рублей. Часть средств изыскали в фонде капремонта.
В 2011 году этой суммы хватило бы на расселение всего дома, а нынче - лишь на ремонт части первого этажа и "надевание" "калош" на отдельные сваи, а также легкую косметику стен в подъездах. Полы остались покатыми, а зияющие трещины в стенах просто замазали.
- Официально ремонт будет длиться до октября 2023 года, - говорит юрист Виктор Поляничко. - Хотя строители говорят, что работы завершены, осталось только обустройство территории. Никакой комиссии по приемке не было. Жильцам неизвестно, по какому проекту делался ремонт и на каком основании его постоянно меняли, как и подрядчиков. В первом проекте подразумевалась замена всего первого этажа, но были сделаны небольшие наиболее разрушенные фрагменты. Мы будем настаивать на проведении очередной экспертизы после завершения ремонта.
Сейчас две трети квартир пустуют. Многие жильцы съехали на дачи, к родственникам или на съемные квартиры. Остались те, у кого иного выхода нет. Весной дом снова утонет в талой воде. А осенью, когда чуть оттает грунт, будет видно качество проведенного ремонта.