Всего в течение года из Томской и Кемеровской областей участники внешнеэкономической деятельности вывезли около 600 тысяч кубометров древесины, из которых свыше 1,4 тысячи кубометра (почти на 12 миллионов рублей) экспортировали незаконно. Для сравнения: годом раньше кемеровские таможенники пресекли отправку за кордон 1239 "кубов" леса стоимостью 11,5 миллиона рублей. А в 2022-м подавляющее большинство уголовных дел (13 из 14) было возбуждено по фактам контрабанды из Томской области.
- Мы выявили новую схему вывоза лесоматериалов в обход таможенных органов - с указанием в декларации недостоверных сведений о грузе, - уточнил начальник Кемеровской таможни Олег Журавлев. - Поскольку таможенный контроль проводится выборочно (как правило, досматривают не более четырех процентов от всей партии), участники ВЭД предъявляли заниженные объемы товара, значительно меньше заявленных в декларациях. У многих транс-портных средств, проходивших контроль, присутствовали признаки выгрузки товара - они были дозагружены потом. Таким образом, общей сложности объем "теневой" древесины превысил 350 кубометров, а стоимость - 4,2 миллиона рублей. Эти факты установили мобильные группы на российско-казахстанском участке государственной границы. Сотрудники таможни досматривали транспортные средства с лесом в Новосибирской области и Алтайском крае. Это повлекло дополнительную уплату вывозной таможенной пошлины. В случаях, когда размер недоплаты превышал установленные нормы, возбуждались уголовные дела. По результатам пресечения грузовых операций с недекларированными пиломатериалами возбуждено два уголовных дела и четыре дела об административных правонарушениях. Юрлица, привлеченные к ответственности, заплатили более 440 тысяч рублей штрафов.
И это лишь часть криминальной картины, которая наблюдается в Сибирском федеральном округе. Кемеровская транспортная прокуратура сейчас расследует дело о незаконном перемещении через границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в 2018 году 1,3 тысячи кубометров леса хвойных пород более чем на 5,9 миллиона руб-лей. При этом основные направления контрабанды древесины из макрорегиона уже традиционные - Китай и Средняя Азия. Осенью прошлого года Сибирская оперативная таможня возбудила четыре уголовных дела о незаконном вывозе в Поднебесную по железной дороге более 166 тысяч кубометров леса стоимостью свыше 1,3 миллиарда рублей. Злоумышленники, которые действовали в интересах юрлица, зарегистрированного в Красноярском крае, с 2019-го по 2022 год использовали одну и ту же схему: предоставляли на электронную таможню документы с недостоверными данными о производителе груза. Одного из фигурантов - жителя Красноярского края - взяли под стражу, наложив арест почти на шесть тысяч кубов лесоматериалов.
А летом 2021 года таможенники предотвратили контрабанду в Китай 64 железнодорожных контейнеров леса на сумму 1,4 миллиарда рублей из Иркутской области. При оформлении товара отправители предоставляли недостоверные сведения о его происхождении, а для совершения незаконных сделок и легализации доходов использовали подставные фирмы. Организованную преступную группу, в составе которой было восемь сибиряков, возглавляли двое граждан КНР. Фигурантам, успевшим за шесть лет незаконно вывезти за границу более 200 тысяч кубометров древесины, грозит до двадцати лет лишения свободы и до пяти миллионов рублей штрафа.
Недобросовестные представители бизнеса контрабандой отправляют сибирский лес аффилированным структурам в Китай, а в Россию завозят разный ширпотреб на продажу. В свою очередь, представители Средней Азии (в частности, Узбекистана и Таджикистана) на обратном пути из России загружают доской и брусом фуры, которыми доставили в Сибирь фрукты. Одно из основных нарушений при экспорте леса - вывоз товара, за который поставщик должен заплатить на таможне, под видом того, что пошлиной не облагается. В свою очередь, государство, резко ограничив количество пунктов для вывоза за рубеж леса-кругляка, вводит дополнительные пошлины на экспорт ряда видов обработанной древесины. В том числе чтобы простимулировать бизнес к выпуску товаров с высокой добавленной стоимостью.
- В этих условиях на первый план выходит функция оперативного информирования участников ВЭД обо всех изменений законодательства, разъяснения субъектам малого, среднего и крупного бизнеса положений, в том числе по ограничению вывоза товаров, имеющих стратегическое значение. Также мы стараемся минимизировать сроки совершения таможенных операций, ускорить процесс оформления товарных партий, - пояснил Олег Журавлев. - В СФО три таможни, которые граничат с Казахстаном, - Омская, Алтайская и Новосибирская. Эти пункты не имели полномочий на пропуск лесоматериалов. Но в нормативные документы внесены изменения, и, по крайней мере, на российско-казахстанском направлении уже открыто три пункта пропуска для автомобильного транс-порта с лесоматериалами. А до этого начали работу железнодорожные пункты пропуска. Но здесь ощущается нехватка подвижного состава, поэтому не все заявки выполняются. Чтобы сократить сроки выполнения таможенных операций, нужно продолжать работу с руководством железных дорог.
Речь в первую очередь идет об устройстве тупиков - специальных площадок с погрузочно-разгрузочной техникой и весовым оборудованием. Это поможет сжать сроки таможенного досмотра. Учитывая, что подход к участникам ВЭД у ведомства субъект-ориентированный: если не нарушается законодательство, вся документация на груз открыта и прозрачна - это низкий уровень риска. И тогда только путем случайной выборки ваша декларация может оказаться на таможенном контроле. А допускающие нарушения постоянно будут все время под наблюдением и нести издержки на подготовку тех же вагонов с лесом для досмотра.
- Если взять Томскую область, то это около ста тысяч рублей - с учетом дороги, простоя и так далее. В нынешних условиях далеко не каждому предприятию под силу оборудовать у себя такие площадки. Для небольшого бизнеса это неподъемно и нерационально, - отмечает Олег Журавлев. - На встрече с руководством региона и представителями местного бизнес-сообщества как раз обсуждалась возможность объединить усилия для создания хабов или биржи. Туда каждый сможет завозить свой груз, там все будет учитываться. И это будет эффективнее и проще для всех. Таких хабов нужно немного - там, где вывозятся большие объемы леса, есть вся инфраструктура, подъездные пути. Именно к этому нужно подвигать компании, чтобы они работали цивилизованно и прозрачно.
Кстати
Федеральной таможенной службе в 2022 году удалось предотвратить контрабанду почти 33,5 тысячи кубометров лесоматериалов из России. Это в восемь раз больше, чем в 2021-м. Максимальный объем был задержан сотрудниками Дальневосточного, Сибирского и Северо-Западного таможенных управлений.