Поделиться

Уральский бизнес справится с ростом заказов на ремонт бытовой техники

В России сокращается число сервисных центров. По статистике, за прошлый год точек по ремонту электроники стало на четыре процента меньше. Между тем потребность в них увеличилась на треть, а востребованность услуг по ремонту бытовой техники выросла еще больше - на 40 процентов.
Мастера на дефицит деталей не жалуются: спасибо параллельному импорту.
Мастера на дефицит деталей не жалуются: спасибо параллельному импорту. / Татьяна Андреева/РГ

В Екатеринбурге организаций, занимающихся ремонтом электроники и бытовой техники, полно, но, к примеру, отремонтировать ноутбук в первой попавшейся точке знакомым не удалось. После длительной диагностики мастер заключил: "Ремонт выйдет дороже покупки нового".

Председатель комитета по бытовому обслуживанию населения городской администрации Максим Афанасьев приводит вполне позитивные цифры: в 2022 году в столице Урала открылся 41 сервисный центр по ремонту техники, закрылось за это же время 43.

- В Екатеринбурге осуществляют деятельность 434 предприятия, оказывающие услуги по ремонту техники, и каждый житель города может выбрать сервисный центр, подходящий ему по цене, - уверен он.

Спрос на такие услуги по-прежнему стабильно высок, добавил чиновник. Техника, даже качественная, имеет свойство иногда ломаться. А в условиях санкционного давления и ухода из России ряда западных брендов рынок ремонта сильно изменился: с одной стороны, выбор новой техники сузился, что заставляет продлевать жизнь старой, с другой же - возник дефицит некоторых деталей, необходимых для восстановления ее работоспособности.

У людей стало меньше денег, а ремонт вырос в цене из-за роста стоимости деталей

- Однако с помощью параллельного импорта этот вопрос был практически решен. Кроме того, пластмассовые компоненты, которые часто являются виновниками поломок, можно напечатать на 3D-принтерах, - считает Максим Афанасьев.

И все же из-за перебоев с запчастями сроки ремонта порой увеличиваются, что отмечают клиенты сервисных центров.

- Часы сломались из-за прошивки. И их дважды отказывались чинить, хотя у меня было два официальных ответа от техподдержки "Самсунга" о том, что сервис обязан произвести ремонт бесплатно вне зависимости от страны и наличия гарантии, - сетует екатеринбуржец Евгений, у которого процесс "излечения" гаджета затянулся на два месяца.

Похожие ситуации описывают и другие владельцы корейской техники: никакой ясности ни по срокам поступления, ни по цене запчастей, которые надолго зависли в статусе "ожидается".

- Мне сначала сказали, что таких аккумуляторов нет, а потом нехотя признали, что есть, но мало, - рассказывает еще один клиент фирменного сервисного центра. - При этом буквально напротив стоит павильон, где выполнить замену готовы за полчаса: аккумуляторов для моего телефона у них полно, да еще и на 500 рублей дешевле.

Возможно, в павильончике оригинальную деталь просто заменят на дешевый аналог. Впрочем, сами мастера дефицит запчастей отрицают. Так, в компании по ремонту сотовых телефонов и бытовой техники "Спецсервис" корреспонденту "РГ" пожаловались лишь на снижение числа обращений.

- У людей стало меньше денег, а ремонт вырос в цене из-за подорожания деталей. Например, замена экрана 11-12-го айфона стоит 30 тысяч рублей. Кто-то заплатит не раздумывая, а кто-то купит новый телефон подешевле - бюджетную модель китайского производства, - говорит сотрудник сервисной службы Игорь.

По словам мастера, раньше половину заявок точки составлял как раз ремонт айфонов - его стоимость была в четыре раза ниже. Сейчас кусается цена комплектующих многих известных брендов, в том числе того же "Самсунга". Так, полтора года назад ремонт корейского телефона стоил в среднем 5-6 тысяч рублей, сейчас - далеко за 10 тысяч.

- Чем ремонтировать его за 25 тысяч, проще купить новый Xiaomi за 20. Пусть даже он менее надежный, прослужит не 8-10 лет, а 2-3 года, - объясняет Игорь мотивацию клиентов.

Однако не все коллеги с ним согласны: у кого-то заказов в последнее время даже прибавилось.

- Не видим проблем с запчастями, есть практически все необходимое. Цены, конечно, выросли, но не сильно - спасибо параллельному импорту. Год назад люди явно испугались, начали сдавать в ремонт старую технику, но сейчас уже редко приносят "антиквариат" - в основном просят починить разбившиеся телефоны. Число клиентов увеличилось, - заявляет владелец сервисного центра "Горыныч" на юго-западе Екатеринбурга Данил Середа.

Ситуация в других крупных городах региона мало чем отличается от уральской столицы. Так, в Каменске-Уральском число точек по ремонту электроники и бытовой техники вообще не сократилось. Такие услуги всегда востребованы, а дефицит запчастей не столь острый, чтобы работать было невозможно, считает главный специалист отдела развития потребительского рынка, предпринимательства и туризма горадминистрации Алена Моисеева.

- Специалисты ищут выход, например, закупают старую технику и разбирают ее на запчасти. По нашему мнению, количество запросов на ремонт электроники и бытовой техники даже увеличилось. Сейчас в городе работают 29 таких специализированных центров. Правда, цифра неточная, ведь по новым правилам все вновь открывающие сервисы не обязаны отчитываться перед администрацией. Но можно смело утверждать, что число самозанятых в сфере услуг увеличилось, - подытожила она.

Между тем

По данным комитета по бытовому обслуживанию населения мэрии Екатеринбурга, за 2022 год в городе открылось 452 предприятия этой сферы, закрылось же 439. Всего на конец года в мегаполисе насчитывалось 5378 таких объектов. Больше всего в прошлом году появилось новых предприятий индустрии красоты, по ремонту помещений, швейных ателье, радио- и электронной аппаратуры, бытовой техники, а также сотовых телефонов, компаний, оказывающих оздоровительные услуги. Закрывались чаще всего те же салоны красоты, фирмы по ремонту, сапожные мастерские и ломбарды. По мнению экспертов, статистика говорит не об изменении структуры рынка, а, скорее, о рядовой ротации предприятий МСБ.