При этом нельзя сказать, что малый бизнес чересчур оптимистичен: всего 8,9 процента компаний заявили, что их дело стабильно и продолжает расти. Подавляющее большинство оценило ситуацию скорее негативно, из них почти девять процентов признались, что находятся в кризисе, 17,4 - балансируют около нуля. Среди наиболее существенных проблем - спад спроса, дефицит кадров, нехватка оборотных средств и кассовые разрывы.
Интересно, что оценки самого бизнеса не коррелируют с официальной статистикой в регионах. К примеру, в Свердловской области количество зарегистрированных субъектов МСП увеличилось за год на 3612, а занятых в этой сфере - на 12 тысяч человек, число самозанятых - почти на 70 тысяч. Даже если принять во внимание какое-то количество "пустых" ООО и ИП, все равно рост есть. И вряд ли он был бы возможен, если бы реальная экономика сильно ухудшилась.
Что же волнует уральских предпринимателей? По словам регионального бизнес-омбудсмена Елены Артюх, в прошлом году было рассмотрено почти 2000 обращений. Стабильно в числе лидеров - жалобы на налоговый контроль. Бизнес недоволен слишком длинными сроками проверок, тем, что итоговые акты не выдают месяцами, а инспекторы запрашивают неоправданно много информации. Запреты на расходные операции по счетам в качестве обеспечительных мер директора зачастую считают необоснованными. Причем с подобными проблемами сталкивается МСП не только на Урале - при Борисе Титове организована рабочая группа, которая со всей страны собирает предложения по корректировке законодательства. Ее возглавляют уполномоченные из Свердловской и Волгоградской областей.
Неудивительно, что самой эффективной мерой господдержки прошлого года малый бизнес назвал мораторий на проверки. На втором месте - приостановка маркировки некоторых товаров, на третьем - снижение ставок УСН и имущественного налога в регионах.
От 2023 года компании ждут налоговых послаблений, более широкого применения налогового инвествычета (22,3 процента респондентов), снижения страховых взносов с первого рубля выплат, а не только свыше МРОТ (18,5), и более дешевых и доступных кредитов (10,8). Также среди предложений, которые уральцы предлагают включить в доклад Титова, - увеличение вдвое показателей для патентной системы налогообложения: 30 занятых и 120 миллионов рублей выручки. А по "упрощенке" - от 350 миллионов.
Кроме того, звучит идея освободить ремесленников, использующих лом цветных металлов в качестве сырья, от агентского НДС. Сегодня они платят его, даже если находятся на "упрощенке": к примеру, колокольный завод в Каменске-Уральском, один из уникальных промышленных и туристических объектов региона. Непросто живется и ювелирам: из-за отмены налоговых спецрежимов фискальная нагрузка на них выросла на 40-50 процентов, эксперты прогнозируют массовое закрытие предприятий или переход в "серую" зону. Свердловская область - один из лидеров по числу ювелирных предприятий, так что ее эта ситуация касается напрямую. Правозащитники выступают за возврат спецрежимов для отрасли или за мягкий переходный период до 2025 года.