Яркие шелковые платки и платья, покрывала в технике сюзане, тюбетейки, кувшины и деревянная детская кроватка, дастархан и резные деревянные колонны, державшие балкон или галерею дома...
Выставка "Бухарские евреи: на перекрестке цивилизаций"(кураторы Григорий Казовский, Борис Хаймович) погружает зрителя в пестрый мир среднеазиатского востока, с культурой закрытых за дувалами домов, прячущих своих обитателей от палящего солнца и чужих глаз, с многолюдными свадьбами, традиционной музыкой, шумными базарами. Но в фокусе внимания не экзотика Востока, а представление субэтноса бухарских евреев со своим языком - "бухори", который считается диалектом персидско-еврейского, с традиционными занятиями красильщиков ткани, торговцев шелком, дубильщиков кожи, ювелиров, лекарей, музыкантов при дворах восточных эмиров, с сохранением религиозных традиций и обычаев.
Этой субкультуры в Средней Азии больше нет - в 1990-е большинство семей бухарских евреев разъехались по миру. Посвященная их культуре и традициям выставка - фактически реконструкция мира, который исчез, как Атлантида. Более 200 экспонатов, которые можно увидеть на выставке, были собраны во время экспедиций историков и этнографов в 1990-х в Среднюю Азию. Большинство произведений являются частью коллекции Музея истории евреев в России, но также тут есть вещи, фотографии, документы из собрания Российского этнографического музея, Фонда Марджани и частных коллекций.
Это история может показаться локальной, интересной прежде всего историкам и этнографам. Но вопросы, которые затрагивает этот проект, гораздо шире: речь, в сущности, о возможности сохранения национальной и культурной идентичности в "плавильном котле" цивилизаций.
Хотя этническая и языковая группа бухарских евреев сформировалась ко второй половине XVIII века, когда сложились Бухарский эмират, Кокандское и Хивинское ханства, еврейский квартал (махалла) в Бухаре существовал с XVI века. Он и дал имя этнической и лингвистической общности евреев во всей Средней Азии. Более того, уже в XI-XII веках в сочинениях арабских и персидских авторов появляются упоминания о еврейских общинах в Самарканде и других владениях мусульманских властителей в Средней Азии.
Еще раньше в VIII веке во времена Арабского халифата арабские источники пишут о важной роли в этом регионе раданитов - торгового объединения еврейских купцов. Если же верить древнеперсидским рельефам, которые хранятся в Британском музее, то первыми евреями в Средней Азии были пленники из Иудеи, которых царь Навуходоносор II вывел в Вавилонию. А это - на минуточку! - VI век до н.э. Сохранение языка, традиций, веры в субэтносе на протяжении более 25 веков впечатляет. Выставка подробно знакомит с этой предысторией субкультуры бухарских евреев. Наряду с этнографическими сюжетами, эта историческая линия образует стержень представленной в Еврейском музее экспозиции.