"Черкизон" вернулся к нам в цифровом обличии
    Журналист Ольга Игнатова о конфликте в Wildberries: Для владельцев маркетплейсов настало время сносить вошедший в их бизнес "черкизон"
    РГ
    16.03.2023 17:25
    16.03.2023 17:25
    Поделиться
    Скандал вокруг Wildberries - яркий симптом, что с маркетплейсами нашими что-то не то происходит. И в плане нарушения прав работников и партнеров, и в плане качества товаров.

    Эксперты любят давать прогнозы о том, что традиционная торговля чуть ли не последние дни доживает. Еще чуть-чуть и все магазины закроются. Останутся только "магазины на диване", которые расцветут буйным цветом.

    Прогнозам не первый год, но они все не сбываются. Маркетплейсы - это огромные свалки товаров, современные "черкизоны". Пока не увидишь своими глазами, не поймешь, что тебе в реальности подсовывают.

    Проблема не в возвратах и подменах, а именно в огромном количестве подделок и некачественной продукции, которую хитрые производители и перекупщики пытаются сбыть через интернет. Тот, уже ветхозаветный, "Черкизон" прикрыли, но поддельная "Шанель" по-прежнему хочет продаваться втридорога и ищет для этого прилавок.

    Если человек заказывает вещь, приходит в пункт выдачи и видит, что его ожидания оправдались, он ее оплачивает и забирает. Но из деталей скандала видно, что люди не хотят забирать или возвращают заказанное как брак или не подошедший товар. И это массовое явление. Иначе откуда миллионные штрафы для владельцев пунктов выдачи?

    Но с поставщиками товаров маркетплейс разбираться не хочет. Потому что закрыть кому-то доступ на площадку себе дороже - побегут в ФАС жаловаться. Проверять их продукцию тоже никто не будет - и механизмов работающих нет, и непонятно, откуда столько экспертов привлечь для проверки качества и подлинности брендов. Поэтому решили все финансовые недостачи повесить на тех, кто непосредственно выдает товары. Нетривиальное решение, конечно. Но не прокатило!

    Пока эта конкретная ситуация, как кажется, разрешилась: в Wildberries поняли, что перегнули палку. Тем более уже и правительство, и депутаты заинтересовались ситуацией. Ну а дальше-то что? Люди перестанут отказываться от покупок и возвращать их? Вот это вряд ли.

    Недавно эксперт по маркетингу рассказывала мне, что на раскрутку новой продукции уходит от года до 5 лет. Но если в первый год не уловил, что хочет потребитель и не завоевал его симпатий, особо можно и не стараться - вряд ли бизнес пойдет. В ритейле симпатии завоевываются годами, а теряются в одночасье. Вот и для владельцев маркетплейсов, по-видимому, настало время сносить вошедший в их бизнес "черкизон".

    Ольга Игнатова
    журналист
    Поделиться