По словам министра, компания "Аэрофлот" уже выкупила десять дальнемагистральных самолетов. Но они находились в финансовом лизинге, а это немаловажная деталь.
В этом случае по общим правилам авиакомпания постепенно выплачивает лизингодателю стоимость самолета и после завершения контракта может стать его собственником. Уже в апреле 2022 года в ЕС разрешили исполнять контракты финансового лизинга самолетов, заключенные до 26 февраля 2022 года. Таким образом, фактически финансовый лизинг был разрешен, а значит и возможность выкупа самолетов, находящихся в финансовом лизинге.
По словам Савельева, "Аэрофлот" сам планирует выкупить у иностранных лизингодателей еще 18 самолетов - восемь дальнемагистральных Airbus A330 и 10 Boeing 777. Они также использовались на основании финансового лизинга.
Другое дело операционный лизинг, который касается остальных самолетов.
Такой механизм предусматривает передачу воздушного судна лишь на время. При этом право собственности остается у лизингодателя, после завершения контракта самолет ему нужно вернуть. Остальные самолеты в парке "Аэрофлота" используются по договорам операционного лизинга.
Ранее в СМИ приводились данные агентства Cirium, согласно которым флот отечественных авиакомпаний состоит из 980 пассажирских самолетов, из них в лизинге находятся 777 самолетов. Из них произведены в Евросоюзе (Airbus) - 337 самолета, а в США (Boeing) -308. Общая стоимость самолетов зарубежного производства, которые российские авиакомпании взяли в лизинг, оценивалась в десять миллиардов долларов.
По словам министра, у российских авиакомпаний иностранные лизингодатели хотели изъять 595 самолетов, но в итоге было потеряно 75. То есть у российских авиакомпаний осталось 520 самолетов. По словам Савельева, средний возраст всех - отечественных и импортных самолетов составляет 15 лет. Согласно данным специализированных порталов, стоимость самолета снижается примерно на 1,5% в год. Так что средняя стоимость одного подержанного самолета составляет около 70 млн долларов, а общая стоимость самолетов в лизинге в парке российских авиакомпаний должна составлять около 36 млрд долларов или около 2,7 трлн рублей. Таким образом, выделенная сумма может покрыть примерно одну девятую или одну десятую часть всей стоимости самолетов в лизинге.
Но процесс переговоров о выкупе самолетов, находящихся в операционном лизинге, вероятно будет не быстрым. Так что выделенная сумма может оказаться первоначальным вложением. Самолеты могут выкупаться с дисконтом. К тому же часть средств на выкуп самолетом должны будут направить сами авиакомпании.
Савельев подчеркнул, что поддержание летной годности имеющихся самолетов можно обеспечить еще на 10 лет. За это время будут разработаны современные модели отечественных самолетов. За это время и значительная часть импортных самолетов может быть выкуплена.