17.03.2023 16:43

Nature: Генетики впервые получили мышат из клеток двух самцов

Японские ученые из университета Осаки вырастили мышей, рожденных от двух отцов. На первый взгляд, это совершенно невозможно без яйцеклетки - женской половой клетки. Но для науки это сегодня не проблема. Ученые создали яйцеклетку искусственно из мужской клетки.
    Эксперимент японских ученых сулит большие перспективы, но и ставит этические вопросы. / iStock / shironosov

Для этого они взяли образцы кожи с хвоста самца мыши и превратили их в так называемые плюрипотентные, или первичные стволовые клетки. Как известно, из них можно вырастить любой орган. Что и сделали японцы, удалив из этих клеток мужские Y-хромосомы и продублировали женские X-хромосомы. В итоге получили женскую клетку с XX-хромосомами. Но на этом работа не закончилась.

Из полученных женских клеток ученые вырастили яйцеклетки, которые оплодотворили спермой второго самца мыши, и подсадили развивающиеся эмбрионы суррогатной матери. Из 630 попыток успешными оказались лишь семь. По словам исследователей, мышата выглядят вполне здоровыми, то есть ученым удалось добиться поставленных целей, но пока только промежуточных.

Главная же цель - искусственно получить человеческую яйцеклетку. Однако вряд ли это произойдет в ближайшее время. Дело в том, что яйцеклетки даже у мышей получились не самого высокого качества - на каждые 100 яйцеклеток только одна была способна к оплодотворению и живорождению. Очевидно, прежде чем перейти к испытаниям на людях, технология должна быть усовершенствована. Кроме того, препятствием наверняка станет этическая сторона вопроса. Напомним, что клонировать людей по сей день запрещено, хотя с технической точки зрения особых сложностей в этом нет.

Исследование опубликовано в журнале Nature.