Подделок стройматериалов становится больше из-за отсутствия госконтроля
Возвращения госконтроля за оборотом стройматериалов требуют объединения отраслевых производителей. Эту позицию поддерживают Минпромторг, Росстандарт и Минстрой.
Летом 2021 года Росстандарт лишился полномочий по контролю и надзору в этой сфере. По оценкам отраслевых ассоциаций, объем оборота только строительной продукции, в отношении которой не осуществляются контрольно-надзорные мероприятия, составляет более 1,8 трлн рублей. При этом объем продукции, не соответствующей обязательным нормативно-техническим требованиям, по самым заниженным оценкам, составляет порядка 314 млрд рублей, указывается в обращении ряда ассоциаций в Общественную палату.
После упразднения контроля со стороны Росстандарта российский рынок наводнила некачественная и фальсифицированная строительная продукция, сегодня она занимает более четверти всего российского рынка стройматериалов, говорит гендиректор Евразийской ассоциации рынка отопительных систем (ЕВРАРОС) Игорь Прудников.
Получая информацию от отраслевых ассоциаций, мы видим рост фальсифицированной продукции на рынке, отметил на экспертной дискуссии в рамках выставки Aquatherm замруководителя Росстандарта Александр Кузьмин. По данным Росстандарта, на 2021 год доля фальсифицированной продукции на рынке цемента составляла 5,2% (3,16 млн тонн), сухих строительных смесей - 30% (4 млн тонн), стальных труб - 2,5-3,2%, радиаторов отопления - 10%. Продавать продукцию можно фактически без сертификатов, поскольку проверить их никто не может. Условия для создания рынка фальсифицированной продукции сейчас более чем благоприятные, отметил Кузьмин. Как считают в Росстандарте, необходимо возвращать госконтроль. Пусть даже не Росстандарт, но какой-то орган должен контролировать данный рынок, считает он. При этом необходимо также расширить перечень контролируемых стройматериалов.
Ассоциация периодически проводит экспертизу товаров по своей инициативе, по просьбам застройщиков и частных лиц, отмечает Прудников. Из десяти проверенных в аккредитованной лаборатории образцов только в одном случае не подтвердилось подозрение, что это фальсификат. Однако даже если выявляется фальсифицированная продукция, ее сейчас невозможно убрать с рынка, подчеркивает Прудников, поскольку таких полномочий нет ни у одного госоргана.
Ранее на необходимость восстановления госконтроля за оборотом цемента указывало НО "Союзцемент". О важности вопроса говорят, помимо прочего, гигантские разрушения после землетрясения в Турции, которые, возможно, связаны с плохим контролем за качеством строительства, отмечали в объединении.
"В вопросе противодействия незаконному обороту промышленной продукции существует техническая проблема, которая касается не только продукции промышленности строительных материалов, но и ряда других отраслей", - отметил статс-секретаря - замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов.
Сегодня не определены органы госконтроля и надзора, обеспечивающие выполнение требований тринадцати технических регламентов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В результате отменены проверки бизнеса и прекращены полномочия Росстандарта по контролю за оборотом отдельных видов стройматериалов.
"Отсутствие госконтроля приводит к росту объемов фальсифицированных материалов, что увеличивает риск причинения вреда жизни и здоровью граждан, потерям государственного бюджета от деятельности недобросовестных производителей продукции, утрате доли рынка добросовестными производителями, - отмечает Евтухов. - При обеспечении должного контроля и надзора решалась задача защиты российского рынка от фальсифицированной и контрафактной продукции. Так, например, введение обязательной сертификации в цементной промышленности позволило за 5 лет снизить оборот фальсификата на 8,54 млн тонн и за счет увеличения производства на российских заводах увеличить налоговые отчисления в бюджет на 5,34 млрд руб".
Сейчас договором ЕАЭС установлены принципы технического регулирования по осуществлению государственного контроля, КоАП РФ определено наказание за нарушение техрегламентов или обязательных требований к продукции. При всем при этом не определен государственный орган, уполномоченный привлечь к ответственности за нарушения обязательных требований, подчеркивает замминистра. Необходимость наделения госоргана полномочиями по контролю и надзору за оборотом отдельных видов стройматериалов поддерживают Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, Минпромторг, Минстрой, Росстандарт, отметил Евтухов.
С 24 февраля вступило в действие "Соглашение о принципах и подходах осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов ЕАЭС", рассказал Прудников. Россия должна обеспечить госконтроль за выполнением обязательных требований техрегламентов ЕАЭС. До конца года необходимо обеспечить доработку нового техрегламента ЕАЭС о безопасности строительных материалов и изделий, к концу года он должен быть вынесен на утверждение в Евразийскую экономическую комиссию. Но пока все попытки производителей вернуть госконтроль ни к чему не приводят, подчеркивает эксперт.
Как отмечается в обращении ассоциаций в Общественную палату, инициативы по возвращению госконтроля за соблюдением техрегламентов не поддерживает Минэкономразвития. В ответ на подготовленный Минпромторгом проект изменений в федеральный закон "О техническом регулировании", рассказали в НО "Союзцемент", ведомство отвечает: "Указанные ограничения позволяют снизить административную нагрузку на хозяйствующие субъекты". Однако снижение нагрузки на бизнес в цементной отрасли может быть выгодно только мошенникам, которые выпускают фальсификат и реализуют его на рынке, считают в объединении.
"РГ" направила запрос о позиции ведомства по этому вопросу в Минэкономразвития, но министерство переадресовало его в Минстрой. Минстрой на запрос не ответил.