Фестиваль стартовал 15 марта, и за первые несколько дней активной программы можно сделать однозначный вывод - российская анимация на подъеме. Рекомендовать к просмотру можно абсолютно любую картину, но "РГ" отобрало пять названий, по которым можно отследить некоторые тренды в набирающей обороты индустрии.
Историческая анимация "Забытое чудо" представлена в программе полнометражных фильмов. Картина была сделана к 600-летию обретения Русской православной церковью мощей преподобного Сергия Радонежского. Но в отличие от многих других появившихся в последние годы фильмов с православным уклоном, здесь нет буквальных "проповедей" на сорок минут, назидательного тона и налета идеологии. Зато есть приключения, преодоления и полное погружение и героев и зрителей в подлинную историю Святой Руси. Да, закручивается история весьма избитым способом - одноклассники, находясь с экскурсией в Троице-Сергиевой лавре сбегают от своей группы, чтобы найти в древних стенах главного русского монастыря сокровища. В одной из башен дети обнаруживают волшебный портал и попадают в прошлое. Все это уже было. Но зачем изобретать велосипед, если есть приемы, которые давно и безотказно работают.
Дальше в фильме мы встретим "чудесный лес" времен монгольского ига, собственно самих монголов, ручного медведя. Впрочем, многое из того, что кажется сказочным взято прямиком из жития преподобного Сергия Радонежского. Любая сказка когда-то была явью. Сам святой, естественно, помогает героям найти дорогу домой. И все заканчивается хорошо.
"Забытое чудо" - еще один пример того, как российскую историю пытаются рассказать языком Голливуда. За одним исключением - в этот раз история оказалась мощнее, и за тем, как это сделано, зрительский глаз перестает следить уже на первых минутах…
В России активно развиваются региональные киностудии - в Башкирии, Свердловской области. Якутии… Анимация не отстает, в регионах воспитываются и творят креативные мастера. "Суздальфест" не оставляет их в стороне от индустрии.
"Летучая мышь и жаба", представленная в программе анимационных сериалов, это один из эпизодов большого проекта "Сказки Сахалина". Среди создателей - Ногликская центральная библиотека (это на Сахалине) и объединение "Татармультфильм". Старинные легенды, мифы, игры народов, населяющих Сахалинскую область, отображены в мультфильмах и анимированных модулях. Озвучено на двух языках - родном и русском. Например, "Летучая мышь и жаба" - на нивхском. Мало знает о существовании такого языка, как и нивхов, малочисленного народа, проживающего на севере Сахалина и в Хабаровском крае? Благодаря анимации мы узнаем не только об их существовании, но и становимся зрителями одной из красивых местных сказок. История про то, как соседки Летучая мышь и Жаба спорили, у кого жизнь лучше! И про то, что природа мудра и дает всем те умения, которые нужны для жизни. Актуально, аутентично и при этом метафорично, образно, то есть художественно. Ощущение после просмотра - будто бы прочитал сборник сказок малых народов СССР, когда-то были такие.
Не ищите анимацию на популярных сайтах, откройте программу "Суздальфеста" и вы обеспечите своим детям нескучные и полезные вечера на полгода вперед.
Для любителей авторской анимации на "Суздальфест" тоже найдется немало открытий. Всего в этой номинации 35 названий, что говорит, как минимум, о продолжающейся традиции, ведь авторская анимация еще со времен СССР во всем мире воспринимается как отдельный вид искусства.
"Полынь-25" - абсолютно типичная история о тридцатилетней девушке, у которого есть и муж и любовник, но нет счастья. В чем-то фильм напоминает сеанс у психолога - ведь виной несчастья, конечно, детские фобии. Героиня, будучи ребенком, застряла в лифте, и до сих пор не может выбраться из темноты. К счастью для зрителей, эта история из "причины болезни" превращена режиссером в метафору, которую каждый может трактовать как хочет и соотносить с любой из жизненных ситуаций. И по теме, и по исполнению "Полынь-25" - это современная авторская анимация, иногда напоминающая комикс, иногда аниме, а иногда и вовсе старые добрые прорисовки времен "Ежика в тумане".
Кстати, "Полынь-25" это не название ракеты или изделия, как могло бы показаться далеким от аптек молодым людям, это одна из древнейших лечебных настоек. Энциклопедия утверждает, что полынь лечит меланхолию. Мультфильм Нади Гольдман тоже с этой болезнью вполне справляется.
И снова номинация "Авторские короткометражные фильмы". И снова перед нами образец анимации из российской глубинки. На этот раз - из Первоуральска Свердловской области. В главных героях - первый байк, созданный на заводе в уральском Ирбите. Он, конечно, обретает и голос, и душу. Но главное здесь вовсе не это, на фоне исторических событий разворачивается любовная драма. Советский инженер Николай и немецкий офицер Якоб борются за сердце русской учительницы Маши.
Любовь выдуманная, но все, что про мотоцикл, реально. Создатели фильма даже съездили в Ирбит, чтобы проникнуться атмосферой. И съездили не зря. Если из работы Елены Лапшиной "вычесть" вольную драматургию про инженера, немца и учительницу, то "Любовь и мотоциклы" вполне себе претендует на жанр документальной анимации. И это тоже тенденция- все чаще за основу сюжета художники и режиссеры берут реальные перипетии из далекого или близкого прошлого нашей страны.
Этот фильм борется за победу среди дебютов, всего в этой номинации десять картин. И все достойны - молодежь уверенно наступает на пятки мэтрам. И это тоже тенденция.
Режиссер Мария Ракитина изучает анимацию в Эстонской академии художеств, а до этого училась в школе-студии анимационного кино "ШАР", кстати, выпускники и преподаватели этой школы на "Суздальфест" представлены практически по всех номинациях. А еще за плечами Марии колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК. Другими словами дебютантка опровергает расхожее в последнее время в кругу любителей мнение, что классную анимацию можно создать по урокам в Ютубе. Заставить нарисованных или слепленных героев двигаться, может быть, и получится, но искусство не про это. В "Правильной остановке" высокая художественность "прорисовывается" с первых секунд, когда человек с птицей в кармане заходит в поезд и подсаживается к незнакомцу. Дальше между ними разворачивается абсурдный конфликт, который как это часто бывает в авторской анимации, на самом деле, имеет метафизическую подоплеку.
Александр Герасимов, директор 28 Открытого российского фестиваля анимационного кино:
Одна из главных тенденций развития отечественной анимации - множество студенческих работ. Много молодежи приходит в анимацию. Увеличивается количество киношкол как в Москве, так и в регионах. Специалистов по анимации стали готовить не только в профильных вузах, таких, как ВГИК, СПбГИКиТ, но и в непрофильных, которые открывают у себя анимационные факультеты, что очень радует - растет количество школ, студентов, фильмов, и, соответственно, техник, подходов. Мы можем наблюдать жанровое и технологическое разнообразие.
Еще одна тенденция - увеличилось количество коммерческих проектов: сериалов, полнометражных фильмов - это говорит о том, что студии не перестают запускать стартапы, не перестают искать новые тренды, новые проекты, которые были бы актуальны. Мы наблюдаем развитие индустриальной анимации.