В музее-заповеднике "Горки Ленинские" открылась выставка-диптих советской графики

Новая выставка в музее-заповеднике "Горки-Ленинские" посвящена эволюции изображения Ленина, произошедшей в "оттепельный" период. А это именно эволюция, потому что если сразу после смерти вождя его образ разрабатывался на основе натурных зарисовок и пожизненных портретов, выполненных художниками, знавшими или видевшими Ильича лично, то к "оттепели" от канонического героического образа мало что осталось.

"Произошел отказ от устоявшихся принципов изображения Ленина, на первый план вышло желание очеловечить и оживить главного героя, вернуть его изображению естественность и органичность", - рассказывает куратор выставки Светлана Мерзлякова.

По сути, тогда образ Ильича был придуман заново и воплощен в самых неожиданных сюжетах и техниках: это и шелкография, и офорт, и даже линогравюра, то есть, гравирование на линолеуме. По сравнению с привычной советскому зрителю "ленинианой", это был разрыв шаблонов. И, кажется, именно на этом "оксюмороне" выстроена драматургия новой выставки в Горках.

"Повсеместное увлечение черно-белой линогравюрой в это время соответствовало процессу утверждения новой - урбанистической и динамичной - натуры, которая хорошо сочеталась с лаконичностью ритма и энергетикой штриха, - отмечает Светлана Мерзлякова, - одновременно наметилось движение к новому ощущению формы. Все чаще пространство рисунка сознательно деформируется, подчиняясь напору авторского чувства, отражая не столько место, сколько время, сжатое в пружину и готовое в любой момент развернуться, раскрывая спрессованные в нем образы и смыслы".

Но кто стоял во главе эволюции ленинского образа? Выставка в Горках интересна и тем, что мы узнаем истории и судьбы художников. Вот, например, работы Гунарса Кроллиса - народного художника Латвийской ССР. Дипломной работой молодого графика стал цикл офортов "Латышские стрелки", а еще это именно он иллюстрировал поэму Маяковского "В.И. Ленин".

Николая Благоволина называли "Врубелем гравюры". Он изводил рулоны линолеума, чтобы достичь высокой психологичности образов, впечатления нервического динамизма. Работы Благоволина невероятно медитативны, можно даже сказать, что они гипнотизируют зрителя.

Георгий Малаков, автор "романтической гравюры", изображал Ленина за границей так, что невозможно оторваться от видов Праги или Лондона, созданных из кубов, квадратов, штрихов и линий.

Многообразие техник, в которых в 1960-1980 гг. создавали свои работы российские, латвийские, казахские, грузинские, украинские, узбекские художники, можно увидеть сразу в двух залах Научно-культурного центра "Музей В.И. Ленина" на выставках "Образ времени" и "Образ вождя". Всего в экспозицию вошло 60 работ, многие из которых представлены зрителям впервые.

Выставка работает до 14 мая.