Не прошло и суток с того момента, как премьер Элизабет Борн объявила о принятии законопроекта, задействовав конституционную статью 49.3, позволяющую сделать это без голосования. Как закономерный итог в Бурбонском дворце, где разместилась нижняя палата французского парламента, было подано сразу две резолюции о недоверии кабинету министров.
Первую из них выдвинула группа независимых депутатов и представителей заморских территорий, и к ней сразу присоединись все фракции, входящие в коалицию левых сил. Это представители партии "Неподчинившаяся Франция", социалисты, "зеленые", коммунисты. Другая резолюция составлена Марин Ле Пен и ее единомышленниками из партии "Национальное объединение". Отметим, что Марин Ле Пен уже заявила, что поддержит инициативу левых "ради общего дела". Однако левые недвусмысленно дали понять, что "Национальному объединению" не стоит рассчитывать на их голоса.
На страницах местной прессы и в телевизионных дискуссиях все выходные активно обсуждался вопрос о том, удастся ли оппозиции остановить пенсионный законопроект, а заодно отправить в отставку нынешнее правительство.
Надо сказать, что шансы на такое развитие событий невелики, что подтверждают многочисленные подсчеты. Для того чтобы Нацсобрание объявило вотум недоверия кабинету министров, необходимо заручиться поддержкой не менее 287 депутатов (сейчас в нижней палате 573 законодателя, еще 4 кресла пока вакантны). Первую и основную резолюцию твердо готовы поддержать все левые, располагающие 149 голосами, две третьих от "независимых", а это еще от 16 до 17 человек. Ну и, конечно, Марин Ле Пен с ее 87 сторонниками. Итого получается 254 голоса, чего недостаточно для результата. Может быть, на стороне противников правительства Борн также выступят некоторые члены фракции умеренно-консервативной партии "Республиканцы", которые по разным причинам имеют зуб на Макрона. Но таких наберется, по всем прикидкам, с десяток, от силы полтора десятка из 61 депутата-"республиканца". И опять же до желаемого результата перевеса не хватает.
В свою очередь, на стороне Макрона, инициатора реформы, и его правительства "вся президентская рать", а это 250 депутатов партии "Возрождение", центристы и некоторые другие. А главное, как здесь считают, к их числу присоединятся не менее 40-45 "республиканцев", которые традиционно выступают за реформирование системы в сторону повышения возраста выхода на пенсию. Недаром глава этой партии Эрик Сьотти дал четкое указание своим депутатам в Нацсобрании "не присоединяться ни к одному требованию о вынесении вотума недоверия правительству". Мол, не стоит добавлять хаос к нынешнему разброду и шатаниям.
Тем временем протесты против самой реформы, а также способа, с помощью которого власти ее навязали, во Франции продолжаются. "Мы призываем усилить стачечное движение и распространить его на ближайшие дни". С таким заявлением выступил лидер Всеобщей конфедерации труда (ВКТ) Филипп Мартинес. Бастуют рабочие нефтеперерабатывающего сектора. В субботу прекратил работу НПЗ компании TotalEnergies в местечке Гонфревиль-л"Орше, и, по словам профсоюзного координатора ВКТ Эрика Селини, такое положение сохранится "минимум до начала следующей недели". На другом предприятии отрасли неподалеку от Марселя, где отгрузка топлива прекратилась в пятницу, основные производственные мощности забастовщики остановят в понедельник. В этой связи в целом ряде районов страны возникают проблемы на заправочных станциях. В частности, на юге в департаментах Гард и Буш-дю-Рон.
Не прекращаются массовые манифестации в разных городах Франции. Они прошли в Нанте, Сен-Этьене, Марселе, Бресте. В Париже в субботу вечернее шествие противников реформы затронуло лишь южные кварталы. Было сожжено несколько мусорных контейнеров.
А вот на площади Согласия, что напротив Нацсобрания, где два дня подряд вплоть до глубокой ночи происходили ожесточенные столкновения нескольких тысяч противников реформы с полицией, митингующие разжигали костры, ломали строительные леса и разбирали брусчатку, картина сейчас иная. О бурных событиях напоминают в основном надписи на ограждениях вокруг двух фонтанов, которые сейчас реставрируют. Некоторые имеют непосредственное отношение к пенсионной реформе: "49.3 = социальная война". Это о положении Конституции, позволившем правительству обойтись без голосования в Нацсобрании. На высоком парапете, за которым начинается парк Тюильри, крупными буквами выведено "Макрон, твоя реформа - твой Вьетнам". На улицах, по которым под напором полиции отходили разозленные митинговавшие, на асфальте остались угольные стигматы от подожженных и целиком сгоравших автомобилей и скутеров. На фешенебельной Сент-Оноре с ее дорогущими бутиками я насчитал таких с десяток, а на соседней Сен-Флорентен - еще с полдюжины.
И конечно, кругом полицейские, жандармы в полной боевой выкладке и многие десятки их фургонов. Ведь накануне власти запретили какие-либо акции как на самой площади, так и на Елисейских полях. Тем не менее некоторые отчаянные ребята пытались туда просочиться. На моих глазах полицейские скрутили трех подозрительных парней в черной спортивной одежде, повалили их на брусчатку и тщательно обыскали.