Первоначально Римский статут, который дал старт созданию Международного уголовного суда, подписали 139 государств. Но после того, как этот вопрос вынесли на обсуждение национальных парламентов, желающих ратифицировать документ сильно поубавилось - это сделали только 88 стран. Одна из причин отказов - сомнение, что новую судебную структуру не будут использовать в геополитических целях. То есть уже изначально беспристрастность МУС находилась под большим вопросом. Среди отказавшихся ратифицировать Римский статут была и Россия. В свою очередь Соединенные Штаты в принципе решили не признавать полномочия нового суда, который на заре своего существования угрожал расследовать преступления американских солдат в горячих точках. Но после окрика из Вашингтона охладел к этой затее. Ничего не вышло у МУС и с расследованием в отношении преступлений, совершенных израильскими военнослужащими в ходе операций против палестинцев. В Тель-Авиве по примеру США полномочия этой юридической структуры признавать отказались, превратив тем самым любые выносимые МУС вердикты в юридически ничтожные.
Только с проведением Россией специальной военной операции Международный суд воспрял духом. Не обошлось без указаний из "западного лагеря", решившего задействовать МУС в своих интересах. Провернуть "дельце" с обвинениями в адрес российского лидера было поручено трем судьям второго состава палаты предварительного производства. Это итальянец Росарио Сальваторе Айтала, бывший прокурор Рима, занимающий ныне должность советника председателя сената Италии. Это Антуан Кезия Миндуа, гражданин Конго, который провел всю жизнь во Франции и Швейцарии и больше всего опасается возвращения на историческую родину. И прокурор из Японии Томоке Акане. Все трое живут в странах, которые проводят откровенно недружественную политику в отношении Москвы. Именно им выпал позор выдать пресловутый ордер на арест российского лидера.
"Суд подвергся давлению со стороны Вашингтона и многих других стран Евросоюза. Это свидетельствует лишь о том, насколько МУС политизирован", - считает экс-глава МИД Австрии Карин Кнайсль. Кстати, сама Австрия - одна из немногих европейских стран, которая Римский статут подписала, но предусмотрительно ратифицировать не стала. Подтверждением тому, что за решением суда торчат уши Белого дома, стала немедленная злорадная реакция на вердикт со стороны президента США. Руководитель страны, которая в принципе не признает Международный суд в Гааге и предупреждает, что ответит силой на любую попытку выполнить вердикт МУС в отношении американцев, теперь призывает все государства уважать решения этой юридической инстанции. Запредельное лицемерие.
Сразу же, как неудовлетворенный мартовский кот, на байденовский призыв откликнулся министр юстиции ФРГ Марко Бушман. В интервью Die Zeit этот чиновник обещал арестовать президента России, если тот прибудет с визитом в Германию. Мол, таков долг ФРГ - арестовывать и передавать в Гаагу тех, кого там разыскивают. Остается поздравить канцлера Олафа Шольца с наличием в правительстве такого "служаки", который своими заявлениями лишь подтверждает мнение оппозиции, что "Шольц потерял связь с реальностью".
За 20 лет своего существования псевдомеждународный суд в Гааге занимался преследованием в первую очередь лидеров африканских стран, потратив на эти цели более миллиарда долларов. Многие государства Африканского союза, убедившись в ангажированности МУС, денонсировали Римский статут. По мнению заместителя председателя Совета Федерации Константина Косачева, в своем нынешнем виде Международный уголовный суд представляет не что иное, как "инструмент неоколониализма в руках Запада".
Нынешний вердикт в отношении главы России станет не венцом, как рассчитывают на Западе, а концом истории суда в Гааге. Москва вправе по дипломатическим каналам инициировать этот процесс, обратившись к лидерам стран, еще не избавившихся от "оков" Римского статута, с простым вопросом: готовы ли Бразилия, Аргентина или Монголия выполнять решения МУС в отношении президента России? И предложить нашим партнерам и союзникам денонсировать Римский статут, чтобы решения Международного уголовного суда окончательно превратились в юридически ничтожный, малозначимый казус.
Как сообщила представитель МИД России Мария Захарова, прокурором Международного уголовного суда, выписавшим "ордер на арест" президента России, был британский юрист Карим Хан. Его родного брата на Альбионе приговорили к 18 месяцам тюрьмы за сексуальное насилие над несовершеннолетним. Но даже этого мизерного срока тот не отсидел. По неясным причинам срок заключения внезапно был уменьшен наполовину. Брата Карима Хана выпустили на свободу 23 февраля, а менее, чем через месяц прокурор МУС выписал ордер на арест российского лидера. Такое вот совпадение…