"Поездка Си Цзиньпина в Москву не носит антизападный характер". Алексей Маслов - об ожиданиях от визита председателя КНР

Визит председателя Китая Си Цзиньпина в Россию носит очень важный и субстантивный характер. Вряд ли китайский лидер хочет лишь пожать руку российскому президенту Владимиру Путину и обсудить с ним только стандартные вопросы торгово-экономического сотрудничества, о которых обычно говорят в таких случаях.

Напомню, что Пекин некоторое время назад выдвинул свой план из двенадцати пунктов, которые многие расценивают как план мирного урегулирования ситуации на Украине. Но я бы посмотрел на это несколько шире. Это вообще китайский подход к разрешению сложных международных конфликтов. Теоретически именно такой подход может использоваться и для разрешения ситуации вокруг Тайваня, и для решения проблем во многих горячих точках. Китай, должен заметить, выдвинув такие предложения, пошел на немалый риск. Потому что многие страны, в частности США, могут скептически относиться к этой инициативе как к пустой декларации. Однако за этими двенадцатью пунктами стоит конкретный план. Си Цзиньпин, по всей видимости, намерен обсудить его с российским президентом, найти поддержку и понимание Москвы. Я думаю, что на предварительных визитах китайских руководителей, в том числе главы канцелярии комиссии по иностранным делам ЦК Коммунистической партии Китая Ван И, во время его встреч с российским президентом Владимиром Путиным, секретарем Совбеза России Николаем Патрушевым, министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым такие вопросы уже обсуждались. Соответственно, Си Цзиньпин хочет закрепить все эти договоренности. Плюс к этому, конечно же, речь идет о том, что Россия и Китай должны сверить часы по всем ключевым международным вопросам. С последней встречи президента России Владимира Путина и руководителя КНР Си Цзиньпина, которая состоялась в феврале прошлого года, ситуация в мире изменилась к худшему, в том числе и вокруг Китая. Это касается таких вопросов, как расширение военных блоков, эскалация вооружения, развитие однополярности. Все это затрагивает не только Россию, но и Китай. И поэтому, судя по всему, Владимир Путин и Си Цзиньпин будут делать заявления по поводу геополитической ситуации и вообще развития мировых процессов. Так что этот визит, пожалуй, станет самым важным визитом Си Цзиньпина в Россию за последние годы.

У Китая и России есть платформы, которые могут компенсировать отсутствие военных договоров

Безусловно, Китай стремится играть более заметную роль на международной арене, в том числе в качестве посредника при разрешении кризисов, но делает очень осторожно. Пекин в своей истории не выступал в качестве миротворца. КНР имеет значительный опыт в плане азиатской политики. Но что касается международной политики, далеко выходящей за пределы Азии, в данном случае Китай здесь все-таки новичок. И поэтому для КНР очень важно не потерять лицо. Мы видели, как при посредничестве Китая была урегулирована ситуация между Саудовской Аравией и Ираном. Сделано это было весьма и весьма изящно. Теперь Китай берется за более сложную ситуацию. Надо понимать, что в украинский кризис вовлечено много игроков. И понятно, что речь здесь идет не только о России и Украине. Эта ситуация касается интересов США и Евросоюза, да и самого Китая. Потому что конфликт на Украине наносит удар китайской торговле. Пекин при разрешении этого кризиса пытается не нарушить своих же правил - не вмешиваться в дела государств. Обратите внимание, что КНР не обсуждает вопрос о принадлежности тех или иных территорий вообще. Пекину важно, чтобы прекратились военные действия и стороны сели за стол переговоров. В известной степени это напоминает нам разрешение ситуации на Корейском полуострове, когда обе Кореи не признают друг друга, но в то же время военных действий между ними нет.

Очевидно, что поездка Си Цзиньпина в Москву не носит антизападный характер, как это ни странно. Китай неоднократно подчеркивал несколько важных вещей. Например, новый китайский министр иностранных дел Цинь Ган в одном из последних заявлений очень жестко выступил против термина "размежевание". По его словам, у Китая никакого "размежевания" с Западом нет. Лишь глупцы могут рассуждать об этом. То есть Китай хочет показать, что он открыт для взаимодействия. Он не выступает против Запада, он выступает против моноцентризма. Конечно, моноцентризм сегодня исходит от Запада, и это очевидно. Поэтому китайская сторона пытается очень хитро выкрутиться из этих формулировок. В общем, Китай не хочет портить отношения ни с США, ни с Европой. По крайней мере в области экономики. И параллельно стремится укрепить свои связи с Москвой. В Пекине осознают, что атаки на китайскую модель развития, не просто на торговлю, будут продолжаться даже после смены президента. Соответственно, Китай должен построить для себя другой комфортный макрополитический регион. И Россия здесь представляет из себя единственное крупное государство, которое поддерживает КНР во всех его начинаниях. Все остальные партнеры Китая по своему политическому весу значительно уступают России.

Поездка Си Цзиньпина в Москву не носит антизападный характер

При этом речь о создании союза между Россией и Китаем не идет. Мы не увидим какого-либо соглашения, например военного договора с антинатовским подтекстом. Китаю сейчас важно подчеркнуть, что есть страны, в том числе Россия, с которыми у КНР совпадают представления о ценностях этого мира. У Китая и России есть некие платформы, которые в известной степени могут компенсировать отсутствие военных договоров. Например, это ШОС или БРИКС. В связи с этим никаких дополнительных соглашений не требуется. К тому же Китай, судя по всему, боится формировать вокруг себя единый центр из-за опасений, что его могут обвинить в гегемонизме, с которым он сам и борется.

Подготовил Александр Ленин