20.03.2023 01:16
    Поделиться

    В Москве прощаются с адмиралом флота Владимиром Чернавиным

    Сегодня и вчера, когда в России отмечали День моряка-подводника, это имя не сходило и не сходит с уст. Герой Советского Союза и последний главком Военно-морского флота СССР Владимир Николаевич Чернавин скончался в Москве.
    Местом рождения будущего главкома Военно-морского флота СССР Владимира Чернавина стал Николаев - город-завод и морской порт на Черном море.
    Местом рождения будущего главкома Военно-морского флота СССР Владимира Чернавина стал Николаев - город-завод и морской порт на Черном море. / admirals.mil.ru

    - Он был и останется для нас примером служения Отечеству и флоту, - по-военному кратко выразил мнение свое и ветеранов-подводников адмирал Вячеслав Попов.

    В судьбе Владимира Чернавина слились и отразились, словно в зеркале, история страны и ее Военно-морского флота. Едва перевалило за тридцать - назначен командиром строящейся атомной подлодки. Сформировал и привел на нее свой экипаж, когда сама АПЛ - шестая по счету в СССР - была еще только на стапеле.

    Весной 1962-го, до похода к Северному полюсу первой в СССР атомной подводной лодки К-3, экипаж аналогичной АПЛ под командованием капитана II ранга Владимира Чернавина совершит боевой поход продолжительностью 51 сутки, что станет первым для советских подводников плаванием на полную автономность. А их опыт ледовой разведки при нахождении под водой, включая пуск боевых торпед для создания полыньи, будет многократно использован и развит в последующих походах.

    В пятьдесят лет, уже в должности командующего Северным флотом, он станет полным адмиралом, в 1981-м - Героем Советского Союза. В том же году возглавит Главный штаб ВМФ, а в конце 1985-го сменит Сергея Горшкова в должности Главнокомандующего Военно-морским флотом - заместителя министра обороны СССР.

    По оценкам военных аналитиков, к середине 80-х годов прошлого века Советский Союз располагал большим по численности и мощным атомным подводным флотом, который действовал совместно с надводными кораблями в ближней и дальней морских зонах. В отдельные периоды в Мировом океане могло находиться до 200 кораблей и судов советского ВМФ.

    Командиром АПЛ он стал в начале 60-х на Северном флоте. Фото: vesti.ru

    Ярким примером такой активности сам Владимир Чернавин называл (уже в мемуарах) операцию "Атрина", которая была разработана и проведена под его руководством в марте 1987 года в Западной Атлантике. Тогда удалось скрытно развернуть "завесу" из пяти атомных подлодок Северного флота, которые вышли к берегам США, вскрыли систему противолодочной защиты, изучили районы патрулирования американских субмарин и благополучно вернулись домой.

    Высокая активность флота, большое количество кораблей и подлодок, одновременно находящихся в море, неизбежно увеличивали риски, связанные с отказом техники и человеческими ошибками. Во второй половине 80-х, осенью 1986-го и весной 1989-го, мы потеряли безвозвратно две атомные подводные лодки и 46 подводников, что вызвало большой общественный резонанс. И, конечно, не прошло бесследно для главкома ВМФ, оставив невидимые рубцы в душе и отметины в памяти...

    С начала 90-х, уже выйдя в отставку, Владимир Чернавин многое делал для поддержки и развития флота: возглавлял Морской центр и до последних дней оставался вдохновителем Союза моряков-подводников.

    Поделиться