20.03.2023 23:01
    Поделиться

    Не стало последнего участника легендарной бомбардировки Берлина

    Не стало летчика-легенды, патриарха российской Дальней авиации, фронтовика и Героя Советского Союза генерал-полковника Василия Васильевича Решетникова.
    Василий Васильевич Решетников.
    Василий Васильевич Решетников. / Алексей Дружинин/ РИА Новости

    Он скончался от сердечной недостаточности на 104-м году жизни. По иронии судьбы - в день, когда в России принято чествовать Героев. Именно 20 марта 1992 года в нашей стране учредили Золотую Звезду, как высшую награду за совершенный подвиг.

    Таких, казалось бы, совпадений у Василия Васильевича в жизни хватало. Но совпадения ли это? Решетников родился 23 декабря 1919 года. А спустя десятилетия это число стало в нашей стране Днем дальней авиации.

    Судьба словно уготовила этому человеку профессию летчика. Не простого, а именно "стратега", будущего командующего Дальней авиации. Причем командовал Решетников ДА в самый, пожалуй, переломный момент ее развития - с конца 60-х до начала 80-х годов прошлого столетия. Командовал целых 11 лет.

    Именно тогда в Советском Союзе приняли на вооружение дальние бомбардировщики Ту-22М и сверхзвуковые ракетоносцы Ту-160. По воспоминаниям сослуживцев, Василий Васильевич лично участвовал в создании и испытаниях этих крылатых машин. В каком-то смысле, подарил им долгую летную жизнь. "Туполевы" ведь до сих пор в строю, составляют основу авиационных сил стратегического сдерживания России. А еще именно при Решетникове приняли на вооружение мощные крылатые ракеты, способные нести ядерные боезаряды.

    Вообще то, что сделал Василий Васильевич для Дальней авиации как летчик, как командующий, трудно переоценить. Например, весной 1959 года экипаж его ракетоносец Ту-95 установил мировой рекорд в дальности полета по замкнутой кривой. Четырехмоторный турбовинтовой гигант, который на Западе не случайно прозвали "Bear" - по нашему "медведь"", преодолел за 21 час 15 минут без посадки 17 тысяч 150 километров. Прежде, заметим, рекорд дальности полета принадлежал американцам. Наши пилоты во главе с Решетниковым превзошли их аж на 2700 км.

    Еще одна героическая, но долгое время закрытая даже для близких Решетникову людей страничка в его летной биографии - участие Василия Васильевича в испытаниях атомной бомбы на Новой Земле.

    Он же совершил посадку на тяжелом бомбардировщике на лед моря Лаптевых. Он же активно занимался освоением арктических аэродромов на Земле Франца-Иосифа.

    Ну, а как же не сказать о фронтовых подвигах этого замечательного человека! Начнем с того, что его путь в авиацию начался в далеком 1936 году. Решетников в то время учился на рабфаке, но услышал и всем сердцем откликнулся на призыв "Комсомольцы - на самолет!". Незадолго до начала Великой Отечественной войны он стал курсантом Ворошиловградской школы военных летчиков.

    Всю войну пролетал на Ил-4 - был в СССР такой двухмоторный дальний бомбардировщик. Эти машины прославились тем, что именно на них советские летчики впервые бомбили Берлин - еще в августе -сентябре 1941-го.

    Василий Решетников был в их числе. Более того, до сегодняшнего дня он оставался единственным из остававшихся в живых тех героических пилотов. Уже только один этот факт делает его человеком-легендой.

    А сколько боевого опыта набралось у летчика за 307 боевых вылетов! Решетников бомбил немецкие аэродромы, порты, штабы, склады с оружием… Дважды его самолет сбивали. Василий каким-то чудом спасался, возвращался в родной полк и продолжал бить фашистов.

    И как бил! Вот строки из представления В.В, Решетникова к награждению орденом Красной Звезды: "1 марта 1942 года при выполнении ночного бомбардирования самолетов врага на аэродроме Балбасово (в районе Орши) уничтожил несколько самолетов противника и сделал до шести очагов пожаров. На высоте 500 метров его самолет был атакован и сильно поврежден истребителем Ме-110. Сумел справиться с подбитым самолетом и привести его из глубокого тыла на свою территорию без помощи штурмана и после отказа моторов. Посадил самолет на неосвещенное поле и оказал тяжело раненому штурману медпомощь".

    Спустя год с небольшим, 27 июня 1943 года, за образцовое выполнение заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм гвардии капитану Василию Васильевичу Решетникову присвоили звание Героя Советского Союза. Парню, между прочим, в ту пору было всего 23 года.

    Он прожил очень большую, непростую и выдающуюся жизнь. Даже в отставке Василий Васильевич не расставался с самой большой своей любовью - авиацией. Написал о ее истории нескольких увлекательных книг. Был почетным председателем Совета ветеранов Дальней авиации.

    И вот Решетникова не стало. Впрочем, о чем это мы. "Василий Решетников" жив и по-прежнему в строю. Именно это имя с 1998 года красуется на фюзеляже красавца Ту-160 "Белый лебедь" - самого мощного в мире стратегического ракетоносца. Как когда-то ставил рекорды летчик Решетников, так их сейчас ставит экипаж именного самолета.

    В октябре 2019 года к почти трем десяткам мировых рекордов Ту-160 добавился новый - российские военные пилоты на ракетоносцах "Василий Решетников" и "Иван Ярыгин" впервые добрались до самой южной оконечности Африки. На военно-воздушную базу Waterkloof в окрестностях столицы ЮАР они приземлились после 13 тысяч км пути и 13-часового беспосадочного рейса.

    Как говорится, имя обязывало.

    Поделиться