"Под влиянием геополитического кризиса объем нового бизнеса в 2022 году сократился на 13% относительно 2021-го. Текущая ситуация, обострившая проблему дефицита предметов лизинга, оказала более негативное влияние на рынок, чем пандемия в 2020 году, когда объем нового бизнеса снизился всего на 5%", - говорится в обзоре.
Согласно оценке аналитиков, объем нового бизнеса в авиализинге сократился на 61%, а в сегменте морских и речных судов - на 46%. Лизинг железнодорожного транспорта, оставаясь основным средством экспортирования природных ресурсов, показал снижение объема нового бизнеса лишь на 1%.
"Количество заключенных лизинговых сделок за прошлый год сократилось на 20%, составив порядка 340 тыс., и тем самым впервые с 2015-го показало отрицательную динамику. При этом второй год подряд отмечается рост средней суммы сделки, что помимо инфляционной составляющей обусловлено подорожанием предметов лизинга вследствие усиления дефицита техники на фоне геополитического кризиса", - отмечают аналитики.
По словам ведущего аналитика института "Центр развития" НИУ ВШЭ Александра Бутова, в данной ситуации влияют не сами санкции и геополитика, а связанные с ними и проявившиеся в данном конкретном случае факторы. Так, зависимость от поставок продукции из стран, которые ввели санкции, приостановив работу на российском рынке, закономерно вызывала дефицит самих предметов лизинговых сделок, считает эксперт.
"При этом надо учитывать, что перестроение логистических цепочек и сама возможность "замещающего предложения" требуют времени, что соответствующим образом и сказывается на итоговых показателях лизинга", - пояснил Бутов. Согласно прогнозам аналитиков "Эксперт РА", в 2023 году ожидается умеренный рост нового бизнеса в пределах 10%. Агентство "Эксперт РА" в базовом сценарии на 2023 год прогнозирует умеренный рост нового бизнеса в пределах 10%. Драйвером лизингового бизнеса останутся розничные сегменты, востребованные малым и средним бизнесом.