21.03.2023 00:18
    Поделиться

    Забастовка Wildberries изменит онлайн-торговлю

    На этой неделе владельцы пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries ожидают, что маркетплейс озвучит свою позицию по спорным вопросам. Организацией переговоров занимаются депутаты Госдумы Валерий Гартунг, Дмитрий Гусев, "Опора России" и делегаты профсоюза. Обсуждение показало, что законодательство России не успевает за стремительно развивающейся электронной коммерцией.
    Александр Щербак/ТАСС

    Роль маркетплейсов

    По закону маркетплейсы обладают статусом платформенных агрегаторов - их функция заключается в демонстрации товаров. Но на деле онлайн-площадки выполняют роль посредников между большим количеством продавцов и покупателями.

    Маркетплейсы, как правило, работают по двум схемам. При FBS (Fulfillment by Seller - выполнение продавцом) хранением и доставкой товара занимается продавец. В случае FBO (Fulfilment by Operator - выполнение оператором) товар хранится на складе агрегатора, комплектация и доставка также осуществляется его силами, конфликт Wildberries развернулся на базе этой модели.

    Покупатели разницы не видят. Пользователь просто добавляет понравившиеся товары в корзину, затем прибегает к доставке курьером, либо забирает заказ у оператора в пункте выдачи, которых у каждого маркетплейса тысячи.

    Отслеживать работу всей системы сложно. Нарушения могут совершаться на любом этапе: операторы, работники складов, сотрудники доставки и сами покупатели способны испортить товар, либо подменить дорогостоящие вещи на дешевые подделки. А затем перекинуть ответственность на предыдущее звено торговой цепочки. Чтобы противостоять этому и защитить продавцов, Wildberries ввел систему штрафов.

    По правилам, за возврат бракованных вещей менеджеры ПВЗ должны оплачивать 20% от стоимости товара. Однако 9 марта условия ужесточились: теперь если покупатель возвращает предмет, который не соответствует заказу, с сотрудников списывается 100%. Вскоре новые штрафы вызвали волну негодования. В Telegram появились каналы для менеджеров ПВЗ. В них критиковали действия руководства маркетплейса и рассказывали, что общая сумма штрафов в некоторых пунктах уже превышает 100-600 тыс. рублей.

    14 марта у центрального офиса Wildberries собрались около 15 владельцев ПВЗ с требованиями улучшить условия работы. Предприниматели жаловались, что у них нет понимания, за что списываются деньги. По их словам, с представителями маркетплейса нет обратной связи.

    В Wildberries вести переговоры не стали, вызвали полицию и пригрозили разорвать сотрудничество с "нецивилизованными партнерами". В этот же день новые Telegram-каналы объявили о забастовке: 15 марта должны были прекратить работу 7 тыс. ПВЗ.

    От Думы до профсоюза

    Сколько ПВЗ примкнуло к забастовке 15 марта - посчитать сложно. По данным "РГ" больше всего сторонников оказалось в Иркутске. В Москве, Санкт-Петербурге, Махачкале, Ростове-на-Дону, Новосибирске все проверенные пункты оказались открыты. Представители пресс-службы Wildberries и вовсе отрицали забастовку.

    В этот же день в Думе депутаты Дмитрий Гусев и Валерий Гартунг собрали совещание. Гартунг усмотрел в действиях Wildberries признаки злоупотребления доминирующим положением на рынке и нарушением трудового законодательства. По его словам, владельцы ПВЗ фактически являются наемными работниками, получают небольшие зарплаты, но не имеют правовой защиты. В связи с этим депутат отметил возможность изменения законодательства. Представители маркетплейса на собрание не пришли.

    Минпромторг призвал Wildberries усилить обратную связь как с сотрудниками, так и с партнерами компании. Министр труда Антон Котяков заявил, что ведомство также разбирается в ситуации. Начала проверки Генпрокуратура.

    В Telegram-каналах появились сообщения, что Wildberries блокирует аккаунты участвующих в забастовках ПВЗ. В пресс-службе компании это опровергли, сказав, что прекратили сотрудничество только с владельцами ПВЗ, которые приходили в московский офис и "угрожали сотрудникам".

    В среду 15 марта сотрудники ПВЗ объявили о создании профсоюза. 16 марта маркетплейс объявил, что улучшил сервис арбитража по оспариванию начислений за подмену товаров и приостановил новые начисления до доработки системы контроля подмен.

    Переговоры с Wildberries

    17 марта топ-менеджмент Wildberries и "Опора России" провели встречу с представителями инициативной группы партнерских пунктов выдачи заказов. Итогом стало создание Согласительной комиссии по разрешению вопросов между маркетплейсами и партнерами ПВЗ на базе бизнес-объединения.

    При рассмотрении штрафов юристы от ПВЗ предложили руководствоваться принципом Гражданского кодекса РФ - презумпцией добросовестности. Это значит, в спорах нужно исходить из того, что сотрудники ПВЗ действуют добросовестно. Если маркетплейс считает иначе, то должен доказывать обратное.

    По мнению юристов, должен быть закреплен "технически-правовой механизм". Согласно нему, маркетплейсу следует направлять штрафы только с подтверждением нарушений. У ПВЗ должна быть возможность в течение некоторого времени оспаривать такие претензии.

    Во время встречи отмечалось, что потребитель имеет право видеть товар, который покупает. Участники переговоров предложили провести правовую экспертизу по этому вопросу.

    Кроме того, маркетплейсы указывают в офертах, которые заключают с владельцами ПВЗ, что могут их изменять в одностороннем порядке. Об этом написано у Ozon в "Изменение Стандартных Условий # 1.7." и у Wildberries в "9.Порядок изменения и прекращения Договора". На прошлой неделе первый зампред комитета Госдумы по контролю Дмитрий Гусев объявил, что готовятся поправки в действующее законодательство в части запрета на одностороннее изменение договоров, а также запрета на их изменение задним числом.

    Понимание позиции Wildberries по перечисленным вопросам ожидается получить на этой неделе. В случае изменения законодательства, нужно будет также учитывать интересы и других участников рынка: "Яндекс Маркета", Ozon, Lamoda, АКИТ, отметили участники встречи.

    Результаты и новые вопросы

    Wildberries после переговоров деактивировал 15 пунктов выдачи заказов. Маркетплейс также отменил 10 тыс. штрафов. Возмещение денежных средств пока коснулось владельцев франшиз, пункты, открытые при помощи приложения WBPoint, только ждут изменений.

    Уволенных сотрудников Wildberries должна восстановить трудовая инспекция, уверены юристы.

    Менеджеры партнерских ПВЗ, как правило, работают по договору гражданско-правового характера. Это значит, они подчиняются гражданско-правовым нормам и не защищены трудовым законодательством, которое не предусматривает штрафы. Кроме того, у них нет права на забастовку.

    Однако если работник приступил к работе и подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, то трудовой договор может считается заключенным с первого рабочего дня. Координаторы в Telegram-каналах, в свою очередь, призывали уволенных сотрудников 20 марта направлять жалобы в прокуратуру.

    "Не всегда инспекция труда может установить причины. Мы проверяем по документам, а суд рассматривает свидетелей, фото-, видеофиксацию", - пояснили в сотрудники инспекции.

    Заседание с Wildberries прошло "за закрытыми дверями". Участники это объяснили тем, что переговоры затрагивают внутренние вопросы компании. Однако не все владельцы ПВЗ понимают необходимость в конфиденциальности, поскольку публичные договоры и зарплаты - не являются коммерческой тайной и должны отражаться в уставах юридических лиц.

    Представители ПВЗ также подняли вопрос ответственности за товары водителей и предложили провести инвентаризацию складов Wildberries.

    На складе нет организации труда, работникам не хватает должностных инструкций, отметил представитель склада Wildberries. По его словам, сотрудники зарабатывают за счет "пиков" - проведение товаров через терминал - из-за чего нацелены выполнять работу быстро, а не на качественно. Их заставляют отправлять на ПВЗ битые и бракованные изделия. В итоге маркетплейс взимает двойные штрафы: и с менеджеров ПВЗ, и работников склада.

    Споры с агрегаторами

    Пункты выдачи Ozon, "Яндекс Маркета" и Lamoda работают по схожей системе. Индивидуальный предприниматель арендует подходящее под требования площадки место и проводит в нем ремонт по брендбуку компании. Точку можно открывать после согласований по фотографиям. Менеджеров в эти пункты выдачи, как правило, оформляют по договору гражданско-правового характера. Условия труда и системы штрафов могут при этом различаться. В среднем специалисты зарабатывают 30-50 тыс. рублей в месяц, а сама точка получает 3-4% от общего оборота товаров.

    У маркетплейсов могут быть и собственные пункты выдачи. В них зачастую работают по трудовому договору. Но точек, работающих по франшизе, гораздо больше.

    Платформенные агрегаторы, к которым относятся также сервисы доставки и заказа такси, заключают с партнерами оферты и агентские договоры, в которых могут прописывать самые разные условия. Почти все онлайн-площадки контролируют работников при помощи рейтинговой системы, технологий наблюдения и штрафов.

    При этом маркетплейсы не несут ответственность за продажу некачественных товаров, сервисы такси - за квалификацию водителей, курьерские службы - за сохранность доставляемых посылок. Потребители могут направлять свои жалобы только исполнителям.

    Но в некоторых случаях сервис заказа такси должен нести ответственность за вред, причиненный пассажиру при перевозке. Например, когда потребитель посчитал, что заключил договор напрямую с агрегатором, исходя из информации на сайте. Такое разъяснение дал Пленум Верховного Суда РФ от 26 июня 2018г.№26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции".

    Сопредседатель Союза потребителей России Антон Недзвецкий полагает, что для сервисов доставки применимы те же правила. Со временем маркетплейсы могут обязать нести обязанности онлайн-магазинов, отметил юрист.

    "Для потребителя неудобно общаться с каким-то продавцом, ведь он пришел за товаром на Ozon или Wildberries. Было бы логично, если бы законодательство в будущем пришло к тому, что все претензии потребителей к качеству и информации о товаре, решались с площадками. Функционал агрегаторов обширен. Они выстроили систему, где участвуют продавцы, доставка, пункты выдачи, но фактически стали сами мегапродавцами", - рассказал Недзвецкий.

    Ранее движение "Общественная потребительская инициатива" направила в Госдуму обращение, чтобы уравнять обязанности маркетплейсов и обычных магазинов. Кроме того, в конце марта пройдет второе чтение пятого антимонопольного пакета. Принятие законопроекта обеспечит эффективность мер антимонопольного контроля в условиях современных "цифровых" рынков и обеспечит защиту потребителей от злоупотребления рыночной властью "цифровыми платформами", отметили в ФАС.

    Поделиться