Четверть бюджетных строек проектируется с серьезными ошибками

Каждый четвертый проект, поступивший в Главгосэкспертизу, содержит серьезные ошибки. Об этом рассказал на заседании "круглого стола" о повышении качества проектирования первый замначальника "Главгосэкспертизы" Вадим Андропов.
iStock

В случае реализации проекта (а в Главгосэкспертизу поступают на проверку проекты крупных знаковых строек) такие ошибки привели бы к катастрофическим последствиям, в том числе, возможно, к массовой гибели людей, подчеркнул Андропов. Доля проектов с такими ошибками - 26-28% в последние четыре года.

Зачастую это связано с тем, что проектировщики находятся в цейтноте, им нужно в определенные сроки отдать проект на экспертизу, хотя по сути это еще "сырой" проект, отмечает эксперт. По частным проектам, как правило, поступает хорошо подготовленная документация, добавил Андропов. Тогда как по бюджетному строительству - например, обычной школы - уровень квалификации проектировщиков очень низкий, больше усилий уходит на то, чтобы этот объект вывести на положительное заключение.

Некачественная проектно-сметная документация - одна из причин затягивания бюджетных строек. Как рассказала аудитор Счетной палаты Наталья Трунова, около 30% объектов, которые строятся на средства федерального бюджета, проходят перепроектирование.

Проблема, по ее мнению, в том, что из-за требований закона о госзакупках главным критерием при выборе проектной организации остается цена. Иногда демпинг на торгах доходит до 50% и более, отметила Трунова. В этом случае получить качественную проектно-сметную документацию невозможно. Также не во всех регионах есть качественные проектировщики и специалисты, которые могут грамотно составить техническое задание.

К сожалению, сейчас институт профессионального технического заказчика практически утерян, отметил первый зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев. Но именно он участвует в планировании проекта, готовит тендерную документацию и должен отвечать за все этапы организации выполнения строительного проекта в рамках финансовых и временных ограничений. Помимо плановой перестройки административных процедур всех этапов инвестиционно-строительного цикла необходимо, по его мнению, пересмотреть систему госзаказа в стройке - вернуться к вопросу о создании отдельного самостоятельного правового регулирования, отличного от общих норм закона о госзакупках. "Напомню, единственным критерием выбора исполнителя является "самая низкая цена". При строительстве такой подход недопустим. Здание должно быть построено качественно, а не дешево", - отметил Кошелев.