С жалобой на то, что ему при назначении наказания зачли по формуле "день за два" пребывание под стражей, но не пересчитали время отбывания наказания в колонии, в высшую юридическую инстанцию страны обратился Геннадий Алексеев из Псковской области.
В 2020 году он был осужден на пять лет за пьяное ДТП, в котором сам получил тяжелые травмы, а его пассажир погиб. Впоследствии в кассационной инстанции приговор смягчили, заменив виновному отбывание наказания в колонии общего режима на колонию-поселение. При этом дни, проведенные Алексеевым под арестом, при назначении окончательного срока отбывания пошли в зачет по формуле, указанной в статье 72 УК РФ, а вот более суровое наказание, которое длилось больше года, - нет.
По мнению заявителя, подобный подход противоречит основам публичного правопорядка, поскольку УК РФ не содержит механизма компенсации условий более жесткой изоляции от общества. И судьи КС, изучив материалы дела, обнаружили в оспоренных нормах правовую лакуну. Тем самым оказывается нарушен целый ряд принципов Конституции РФ, в том числе принцип равенства перед законом и судом, а также гарантированные каждому право на свободу и личную неприкосновенность и право на судебную защиту.
Действующее законодательство предусматривает механизмы материальной компенсации для граждан, пострадавших от действий или бездействия властей. Но в данном случае - как в ситуации Алексеева - кассационная инстанция исправила судебную ошибку, смягчив ему наказание, но осужденный продолжает его отбывать. И в этом случае необходимо применять также сокращение общего срока наказания, полагают судьи КС.
Такой подход позволит "реально компенсировать избыточное воздействие в важнейшей для человека сфере свободы и личной неприкосновенности". При этом действующее законодательство предусматривает лишь зачет времени под стражей до вступления приговора в законную силу.
- Тем самым юридическое исправление судебной ошибки, допущенной при избрании осужденному к лишению свободы вида исправительного учреждения, происходит без фактического его восстановления в правах, которое должно осуществляться на условиях справедливости и равенства с учетом однородности правоотношений, касающихся правил (коэффициентов) зачета периодов уголовно-процессуальных и уголовно-правовых ограничений, конкретизирующих единое понятие "лишение свободы", - указал КС.
На основании этих доводов часть 3 статьи 72 Конституции РФ признана не соответствующей Основному Закону.
Законодателю надлежит урегулировать зачет времени лишения свободы, отбытого лицом в ошибочно назначенном ему исправительном учреждении более строгого вида, в срок лишения свободы. А до внесения необходимых изменений более строгое наказание будет учитываться как срок ареста - день за два.