Китай твердо намерен продолжить свой путь к достижению стратегических целей, невзирая на вызовы

В марте в фокусе мировых событий - Китай и "две сессии", к которым традиционно приковано внимание мирового сообщества. Без сомнения, в столицах ведущих государств, в штаб-квартирах транснациональных корпораций внимательно следили за проходящим в Пекине, чтобы понять логику поведения Китая в предстоящее время.
EPA

Отдавали себе отчет в этом и в самом Китае, поэтому проведению "двух сессий" предшествовала как всегда тщательная подготовка. Три последних февральских дня в столице КНР проходил 2-й пленум ЦК КПК 20-го созыва. Центральным пунктом в его работе стал отчетный доклад ЦК КПК, с которым выступил генеральный секретарь Си Цзиньпин, и его обсуждение.

К основным итогам пленума следует отнести принятый план реформирования партийных и государственных органов, а также предложенный список кандидатов на руководящие посты в государственных органах власти и Всекитайском комитете Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК), которые были рекомендованы предстоящим "двум сессиям".

Углубление реформы партийных и государственных органов стали и основной темой консультативного совещания, которое ЦК КПК провел и обсудил позднее с представителями некоммунистических партий КНР, промышленниками и предпринимателями. Выступивший на нем Си Цзиньпин подчеркивал, что основные планы углубления реформ были разработаны на XX съезде КПК и упор в них делается на ключевые секторы и области, обладающие четко выраженной направленностью, большой интенсивностью, широким охватом и глубоким влиянием на интересы китайского народа. Реформы направлены на решение ряда сложных проблем, представляющих общественный интерес, что в итоге окажет серьезное влияние на социально-экономическое развитие страны. Особенно это касается финансового сектора, сферы безопасности и научно-технической политики.

С учетом этого руководство КПК дало ясно понять, что 1-я сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 14-го созыва и 1-я сессия ВК НПКСК 14-го созыва имеют важное значение для дальнейшей мобилизации всех членов партии и многонационального народа страны в борьбе за всестороннее строительство модернизированного социалистического государства и всестороннее продвижение процесса возрождения китайской нации.

Избрание на них руководящего состава государственных органов и ВК НПКСК является, по словам Си Цзиньпина, важной задачей "двух сессий" и ЦК КПК придает этим выборам большое значение.

Не меньшую значимость предполагаемым изменениям в руководстве страны придавали накануне "двух сессий" и в зарубежных аналитических центрах. И одним из главных ожиданий являлась фигура будущего премьера Госсовета КНР. Большинство аналитиков сходились во мнении, что этот пост займет бывший партийный глава Шанхая, а ныне второй человек в руководстве КПК Ли Цян, ставший в октябре прошлого года членом Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК.

Внимательно отслеживающие ход подготовки и проведения "двух сессий" зарубежные эксперты и потенциальные инвесторы задавались вопросом, насколько будущий премьер Госсовета окажется "гораздо более экономически ориентированным и дружелюбным". "Мы ожидаем, - заявлял, например, аналитик Huafu Securities Чжу Бинь в отчете для клиентов, - что на "двух сессиях" будут развернуты дополнительные меры политики в отношении внутреннего спроса, которые сосредоточатся на поддержке потребления и инвестиций".

Одним из главных вопросов в повестке дня 1-й сессии ВСНП 14-го созыва, конечно же, стал отчетный доклад правительства об основных итогах работы в 2022 году и целях 2023 года, с которым выступил Ли Кэцян. Предварительно, на пленарном заседании Госсовета в начале февраля, он представил проект будущего доклада. Ли Кэцян сообщил коллегам, что в 2022 году Китаю удалось с огромным трудом добиться определенных результатов в своем развитии, несмотря на чрезвычайно сложную и даже суровую международную и внутреннюю обстановку. Экономику страны удалось стабилизировать даже в условиях эпидемии COVID-19 и неблагоприятных внешних факторов, в числе которых замедление глобальной экономики и негативные последствия кризиса на Украине, глобальный дисбаланс спроса и предложения продовольствия и энергоресурсов, высокий уровень инфляции и усиление протекционизма в мире. Благодаря мерам поддержки мелким и средним предприятиям, увеличению инвестиций для стимулирования внутреннего спроса, усилению мер по стабилизации рынка труда в 2022 году ВВП Китая, как сообщило агентство Синьхуа, вырос на 3 процента в годовом исчислении, достигнув при этом рекордно высокого уровня в 121 трлн юаней (около 18 трлн долларов США). И превысил аналогичные показатели роста ВВП всех ведущих мировых держав.

Делегаты в Доме народных собраний во время закрытия первой сессии Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (ВК НПКСК) 14-го созыва, которая открылась 4 марта. В ней приняли участие более 2,1 тысячи делегатов. Фото: Артем Иванов / ТАСС

Вместе с тем, в Китае хорошо осознают нарастание напряженности в мире, негативно отражающейся на поддержании стабильного роста и занятости, другие вызовы, мешающие нормальному развитию страны. Особенно вопросы безопасности, подчеркивают ведущие китайские издания, становятся важной переменной в восстановлении мировой экономики.

В этой связи обратил на себя внимание официально опубликованный 21 февраля в "Жэньминь жибао" "Концептуальный документ инициативы глобальной безопасности", в котором разъясняются основные концепции и принципы инициативы, а также уточнены ключевые направления сотрудничества и механизмы платформы.

Мир, подчеркивается в документе, вступает в новый период потрясений и перемен, возрастает количество нестабильных и неопределенных факторов в международных отношениях. Надлежащее решение вопроса о безопасности уже стало важным и даже ключевым фактором для экономического развития соответствующих регионов.

Недавний доклад ООН "Мировое экономическое положение и перспективы на 2023 год" рисует мрачную картину мировой экономики и предупреждает, что многочисленные и накладывающиеся друг на друга кризисы, вероятно, нанесут ей еще больший ущерб. Согласно прогнозам, темпы роста замедлятся с 3 процентов в 2022 году до 1,9 процента в текущем. На этом неблагоприятном фоне ООН прогнозирует, что темпы роста ВВП Китая в 2023 году достигнут 4,8 процента.

Фото: REUTERS

По заявлению Хамида Рашида, руководителя сектора глобального экономического мониторинга в Департаменте по экономическим и социальным вопросам ООН, Китай "сможет сыграть очень важную роль в стимулировании глобального роста", он отметил при этом большие возможности страны для маневра в денежно-кредитной политике, низкий уровень инфляции и сильный импульс для восстановления потребления.

Боб Мориц, президент международной сети фирм PwC, также уверен в перспективах экономики Китая, учитывая его потребительскую базу, технологический прогресс и статус ведущего экспортера товаров.

Доверие к экономике и потенциалу КНР испытывают и многие глобальные инвесторы и институты, а также инвестиционные банки и финансовые центры Morgan Stanley, Goldman Sachs, Barklays и Natixis. Они пересмотрели в сторону увеличения свои прогнозы относительно темпов роста экономики КНР, сделав ставку на внушающие оптимизм перспективу и сильную устойчивость страны.

Лю Линань, руководитель отдела макроэкономической стратегии Китая в германском Deutsche Bank, считает, что китайская экономика в 2023 году вырастет на 6 процентов и продолжит повышаться в 2024 году, когда Китай оправится от последствий трехлетней пандемии.

Прогнозы зарубежных экспертов оказались близки той реальной цифре 5 процентов роста ВВП Китая в текущем году, которую озвучил в отчетном докладе на сессии ВСНП премьер Ли Кэцян. Расширение торговли, поддержка экспортного сектора и дальнейшего стимулирования иностранных инвестиций становятся основными целями экономического развития Китая, следует из доклада Ли Кэцяна. Правительство твердо намерено стабилизировать рынок недвижимости и не допустить из-за него кризисных проблем в банковском секторе, как это имело место с кризисом Evergrande.

Председатель КНР Си Цзиньпин: Китай должен развиваться и одновременно содействовать развитию других стран. Фото: Медиакорпорация Китая

По оценке Андрея Карнеева, руководителя школы востоковедения НИУ ВШЭ, китайская экономика, несмотря на некоторое замедление в прошлом году (напомним, рост ВВП составил только 3 процента), сохранила потенциал роста, и после снятия антиковидных ограничений такой показатель вполне достижим.

В озвученных Ли Кэцяном основных параметрах бюджетных расходов особое внимание зарубежных правительств привлекла статья расходов в текущем году на национальную оборону. Они увеличатся на 7,2 процента и составят 1,5537 трлн юаней (около 224,79 млрд долларов США), что дало повод Западу вновь заговорить о "китайской угрозе". Целый ряд западных СМИ увязали это с китайскими планами по "захвату Тайваня".

Министр иностранных дел КНР Цинь Ган вынужден был даже в достаточно резкой, по выражению Bloomberg, форме предостеречь США от последствий нарастающей конфронтации с Китаем, заявив, что "цель этой так называемой конкуренции - сдержать и подавить Китай во всех отношениях".

Темпы роста бюджетных расходов Китая на оборону, по заявлению официального представителя первой сессии ВСНП 14-го созыва Ван Чао, являются умеренными и целесообразными для того, чтобы справиться со сложными вызовами в сфере безопасности и выполнять свои обязанности крупной державы. К тому же оборонный бюджет КНР составляет около четверти аналогичного показателя США, который на 2023 год в денежном выражении приближается к 858 млрд долларов США, а в пересчете на душу населения расходы Китая на оборону составляют одну шестнадцатую от расходов США.

Китай признает, что современный мир живет в беспрецедентно суровое время и поэтому следует быть готовым к любым неожиданностям и провокациям. Тем более обострение отношений КНР и США идет по нарастающей, и не факт, что прочерченная Пекином красная линия, связанная с Тайванем, когда-нибудь не будет нарушена Вашингтоном, как это в свое время произошло с Россией.

Фото: REUTERS

В сфере высоких технологий Китаю удалось за счет крупных государственных инвестиций серьезно нарастить свой потенциал в научной и технологической сферах, развивая собственные технологии и модернизируя промышленность. Следует напомнить, что в стране действует Программа высокотехнологичного импортозамещения "Сделано в Китае-2025", которая предусматривает на 70 процентов закрыть к 2025 году потребность страны высокотехнологичной продукцией национального производства.

Под различными предлогами Соединенные Штаты начали санкционную войну против Китая, вводя запреты на трансфер ряда технологий, особенно в сфере микроэлектроники.

И это конкретные примеры той явно выраженной антикитайской политики, которую уже давно проводит администрация США. Президент Джо Байден откровенно заявлял в прошлом году, что США "сделают все, чтобы Китай никогда не смог догнать Америку в технологическом развитии, включая отрасль создания полупроводниковых микросхем".

В конце февраля этого года американские законодатели озвучили новые предложения по противодействию Китаю. США, как считает сенатор-демократ от Нью-Джерси Боб Менедес, должны возглавить создание экономического союза стран-единомышленников, своего рода "экономическое НАТО", для противодействия Китаю, в том числе дальнейшего ограничения западных инвестиций в китайские компании.

Власти США, как сообщает Politico, пытаются уговорить Евросоюз присоединиться к противостоянию Вашингтона с Китаем даже в обмен на ряд льгот, к чему, надо признать, европейцы пока оказались не готовы.

В Китае считают, что успешно противостоять санкциям и жесткой международной конкуренции возможно только с упором на инновации. Си Цзиньпин призвал в этой связи к большей самостоятельности страны в поиске оригинальных и новаторских решений для достижения необходимого роста.

На закрытом заседании ВСНП 5 марта китайский лидер заявил, что уверенность в себе в сочетании с силой в области науки и техники и есть тот путь к продвижению "высококачественного развития" и превращения Китая в "великую современную социалистическую страну". При этом Си Цзиньпин особо подчеркнул, что в конечном счете страна должна полагаться на научные и технологические инновации и призвал к расширению взаимодействия китайской промышленности, академических кругов и научно-исследовательских институтов для поддержки "оригинальных и новаторских исследований".

Это нашло и отражение в представленном на сессии ВСНП плане реформы правительства. В частности, планируется реструктуризация министерства науки и технологий с целью более рационального распределения ресурсов. Это поможет разрешить ключевые проблемы отрасли и помочь быстрому достижению научно-технического суверенитета ввиду тех ограничений, которые вводят США. Ведомство перестанет отвечать за создание высокотехнологичных промышленных зон и обеспечение технического прогресса в сельских районах. Появится и новая Центральная комиссия по науке и технологиям для усиления партийного контроля над этой важной сферой деятельности.

Кроме того, Китай учредит новое Государственное управление данных с подчинением Госкомитету по делам развития и реформ, которое будет заниматься реализацией национальной стратегии больших данных, содействием строительству цифровой инфраструктуры и повышением безопасности и контроля над ценной информацией, собранной различными секторами экономики страны. Можно предположить, что эта структура возьмет на себя и реализацию того плана цифровизации, который правительство Китая представило 27 февраля этого года как основу создания "цифрового Китая" к 2025 году.

Практическую работу правительства по реализации решений "двух сессий" возглавит избранный на пост премьера Госсовета КНР Ли Цян, член Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК.

Известно, что Ли Цян имеет большой опыт в области развития инновационных технологий и пользуется особым доверием Си Цзиньпина.

В целом итоги "двух сессий" 2023 года показывают, что, невзирая на вызовы, Китай твердо намерен продолжить свой путь к достижению стратегических целей - завершению социалистической модернизации и превращению страны в богатое, демократическое, социалистическое государство.