Почему массовые увольнения в глобальных ИТ-компаниях не пугают российских айтишников

С начала 2023 года в мировом высокотехнологичном секторе экономики сократили почти 150 тысяч работников. Волна увольнений, начавшаяся в июне 2022 года, не останавливается. Какова ситуация в российских компаниях и отражается ли на российских специалистах переизбыток кадров в мировой ИТ-индустрии?

Глава Amazon Энди Джесси заявил, что компания сокращает еще 9 тысяч рабочих мест. Сокращения касаются четырех подразделений, в том числе технологических - Amazon Web Services (облачные технологии) и Twitch (видеостриминговый сервис, специализирующийся на тематике компьютерных игр). В январе компания, занимающая 5 место в мире по капитализации (1 трлн долларов), уже уволила 18 тысяч сотрудников.

Ранее сокращения прошли и в Meta (признана в РФ экстремистской организацией и запрещена), материнской компании Facebook. Компания уволила 10 тысяч работников в дополнение к 11 тысячам уволенным в ноябре 2022 года. С конца прошлого года 10 тысяч специалистов сократила Microsoft, 12 тысяч - Alphabet (материнская компания Google) и 10% персонала уволил музыкальный стриминговый сервис Spotify.

Массовые сокращения в BigTech компаниях привлекают всеобщее внимание, но ИТ-специалистов увольняет также средний, и малый бизнес. По данным портала Layoffs.fyi, отслеживающего рынок труда в технологической сфере, с начала 2023 года 503 компании по всему миру сократили более 148 тысяч работников.

При этом президент и основатель SuperJob Алексей Захаров отмечает, что сокращения связаны с оптимизацией рабочих процессов после пандемии и в основном затрагивают вспомогательный персонал.

"Что-то похожее, но в более мягкой форме российский ИТ-рынок пережил весной 2022 года. Произошла вынужденная коррекция годовых планов развития ИТ-проектов в условиях ухода международных ИТ-компаний, приостановки лицензирования западного ПО, ограничения на поставки "железа" и пр.", говорит главный эксперт hh.ru по рынку труда, руководитель направления клиентской эффективности Наталия Данина.

По мнению эксперта, период трансформации российской ИТ-отрасли занял около 3-5 месяцев, в течение которых было зафиксировано заметное снижение числа открытых вакансий. В апреле 2022 года их число было на 24% меньше, чем в апреле 2021 года. При этом в отрасли на фоне двух волн релокации не наблюдалось никаких признаков массовых сокращений. Были лишь отдельные случаи "заморозки" найма и падение спроса на новых сотрудников, особенно на джуниор-позиции.

Однако с конца 2022 года ситуация изменилась. В компании SuperJob рассказали "Российской газете", что в среднем по России количество ИТ-вакансий в феврале 2023 года увеличилось на 13%, а вот количество резюме выросло лишь на 4%. Темп прироста средних зарплатных предложений в сфере ИТ в Москве с февраля 2022 по февраль 2023 составил 11,8%. Зарплатные предложения снизились лишь для junior-специалистов, зарплаты middle- и senior-разработчиков продолжают расти.

Опрошенные "РГ" ИТ-специалисты, работающие в российских компаниях, почти единогласно говорят, что обращают мало внимания на масштабные сокращения в мировом BigTech. "Сейчас слишком много работы, слишком много проектов для того, чтобы еще следить за мировым рынком труда. Намного больше всех волнует возможный запрет на "удаленку" со стороны руководства", - говорит разработчик одной из московских ИТ-компаний.

В VK "Российской газете" сообщили, что в компании продолжается активный найм. В 2022 году в штат было принято 4 тысячи новых и вернувшихся сотрудников, а на сегодняшний день открыто почти 1500 вакансий. В пресс-службе компании также отмечают, что посещаемость офисов VK постоянно растет с июня 2022 года.

"Как бы это ни парадоксально звучало, но в плане сохранения штатной численности и определенности в развитии в течение 2023 года российские ИТ-компании находятся в более уверенном положении, чем мировые гиганты, что позволяет прогнозировать отсутствие сокращений, если только не образуются новые негативные внешние факторы давления на отрасль", - говорит Данина.

По ее мнению, это связано с несколькими причинами. С более серьезным, чем на Западе дефицитом ИТ-кадров в России. С появлением новых проектов по импортозамещению ПО и созданию отечественных аналогов иностранных софтверных решений. А также с тем, что потенциал цифровизации в России, особенно в промышленности, еще далеко не восполнен и сохраняются огромные области для внедрения ИТ.