За резолюцию, поданную группой независимых и левых фракций, проголосовали 278 депутатов. Для того, чтобы отправить в отставку премьера Элизабет Борн, не хватило всего лишь девяти голосов. Как во вторник написала столичная газета Figaro, "французская политическая система оказалась на грани краха". Автор передовицы считает, что "теперь эту реформу отвергают куда сильнее, чем было раньше".
Со своей стороны леволиберальное издание Libеe ration констатирует: "Президент и премьер углубили пропасть, которая все больше разделяет граждан и политику" и делает вывод: "Реформа должна была продемонстрировать способность Макрона действовать, но на деле превратила его в почти голого короля".
Сразу же после того, как стал известен исход голосования в Нацсобрании, парижане устроили протестный митинг. Несколько тысяч человек, среди которых были профсоюзные активисты, студенты, представители левых партий, энергично выражали свое негодование, скандировали гневные антиправительственные лозунги. Полиция применила слезоточивый газ.
После этого манифестанты разделились на небольшие группы и разбрелись по многочисленным авеню и улочкам вокруг вокзала Сен-Лазар и Парижской оперы. По ходу дела стали поджигать мусорные баки и горы отбросов вокруг них, которые там накопились за две недели забастовки столичных уборщиков. Полиция задержала пару сотен демонстрантов, а пожарные ликвидировали 240 очагов возгорания.
Как будут дальше развиваться события и что ждет Эмманюэля Макрона? С таким вопросом я обратился к директору Парижской высшей школы социальных наук, французскому экономисту и политологу Жаку Сапиру. Вот что он рассказал:
- Нынешнее решение Нацсобрания отнюдь не означает, что закон о пенсионной реформе сразу получит путевку в жизнь. Перед ним возникнут два препятствия. Первое - это Конституционный совет, куда представители депутатов от оппозиционных партий уже направили требование признать закон в полном объеме или некоторые его положения не соответствующими Конституции.
Это заблокирует реформу на определенное время, скорее всего, на две-три недели, пока "мудрецы", как называют членов этого совета, не вынесут свой вердикт. Но есть еще одна преграда, не менее серьезная. Оппозиционные парламентарии могут выйти с предложением провести так называемый "референдум народной инициативы", положение о котором содержится в Конституции. Для этого надо, чтобы такой демарш поддержали 189 парламентариев, а это вполне реально, учитывая солидное представительство оппозиции как в Нацсобрании, так и в Сенате. После этого процесс вступления в силу закона о пенсионной реформе блокируется.
В течение последующих девяти месяцев происходит сбор подписей граждан, которые не согласны с этим законом. Чтобы вопрос официально был вынесен на референдум, следует собрать 4,8 миллиона подписей, что, на мой взгляд, не так уж сложно, учитывая неприятие в обществе крайне непопулярной реформы. А после на всенародном референдуме на планах Макрона будет поставлен крест, в чем больших сомнений нет, ибо, как показывают многочисленные опросы общественного мнения, 70 процентов французов не приемлют повышение пенсионного возраста. Это означает, что Макрону рано праздновать победу. Тем более если учесть, что социальный климат в стране будет постоянно ухудшаться, а рейтинг президента, без того низкий в народе, также будет подтачиваться.
На какие шаги может пойти хозяин Елисейского дворца? Предположу, что постарается хоть в какой-то степени восстановить утраченные позиции с тем, чтобы продолжить управлять страной. Ведь не будем забывать, что он был избран в качестве главы государства в мае 2022 года, и его мандат истекает лишь весной 2027-го. Для этого, как мне представляется, Макрон готов пойти на смену правительства, что может произойти в конце апреля или начале мая. Так что в любом случае Элизабет Борн придется расстаться с Матиньонским дворцом, как и ряду ее министров. Не исключаю, что Макрон рискнет назначить, как ранее обещал, новые парламентские выборы, предположительно в мае.
Однако учитывая негативный настрой французов, его сторонникам будет сложно их выиграть. В результате оппозиционеры окажутся в парламенте в большинстве, а это значит, что проводить какие-либо законы через Национальное собрание станет крайне сложно, если вообще возможно.