Депутат Андрей Исаев - о том, что еще предстоит улучшить в законе о занятости перед вторым чтением в Госдуме

На прошлой неделе Государственная Дума приняла в первом чтении проект нового закона "О занятости населения в Российской Федерации". Четыре из пяти фракций проголосовали "за". Одна фракция - "Справедливая Россия" - воздержалась. При этом никто не высказался против концепции нашего законопроекта. Считаю это очень хорошим результатом для первого чтения.

Напомню, что мы готовили данный законопроект более года при непосредственном участии сторон социального партнерства - правительства, объединений работодателей и профсоюзов. Некоторые их предложения не были учтены в редакции первого чтения. Более того, по отдельным пунктам остались разногласия. Поэтому мы решили подробно обсудить оставшиеся вопросы при подготовке документа ко второму чтению и зафиксировали это в постановлении Госдумы.

Мы договорились о том, что уточним некоторые понятия, которые используются в законопроекте. Также необходимо будет дополнительно проработать порядок признания граждан безработными и основания для снятия их с учета в центрах занятости.

Кроме того, мы уделим больше внимания трудоустройству людей с ограниченными возможностями здоровья. По ряду вопросов мы уже пошли навстречу общественным организациям инвалидов, усилив их участие в квотировании рабочих мест и предусмотрев возможность аренды этих рабочих мест в рамках установленной квоты. Но они считают, что мы дали слишком много полномочий субъектам Федерации в вопросах квотирования и это будет, с их точки зрения, ущемлять права инвалидов в ряде регионов. Будем еще раз подробно обсуждать эту тему с участием инвалидных организаций.

Помимо этого, мы уточним перечень мероприятий, направленных на поддержку работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места. Сейчас об этом сказано в законопроекте, но работодатели требуют большей конкретики.

Также необходимо оптимизировать объем информации, который работодатели должны предоставлять службам занятости населения. И, наконец, мы должны включить в наш законопроект нормы, которые касаются частных агентств занятости: раз они существуют и действуют на рынке труда, то требуется разграничение полномочий с государственной службой занятости и определение рамок, в которых они могут работать.

Еще одна тема, которую мы планируем обсудить, - к чему привязывать минимальный и максимальный размер пособия по безработице: к минимальному размеру оплаты труда или к прожиточному минимуму.

Напомню также, что ко второму чтению нашего законопроекта мы намерены подготовить целый ряд законов-спутников.

Еще до внесения законопроекта о занятости в Госдуму мы достаточно подробно прописали в нем особенности регулирования труда платформенно занятых, то есть людей, работающих через цифровые платформы. Но в ходе дискуссии мы договорились с социальными партнерами о том, что не будем включать эту часть в наш законопроект, а примем потом отдельный закон, в котором будут более подробно описаны взаимоотношения между работниками и операторами платформ, что позволит им решать споры цивилизованно.

Также потребуется ряд поправок в Трудовой кодекс.

В пятницу, 24 марта, состоится заседание рабочей группы Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, занимающейся законодательством о занятости. На нем мы как раз планируем начать обсуждение с социальными партнерами поправок в законопроект о занятости населения ко второму чтению, обсуждение законопроекта о платформенной занятости и других связанных с этим изменений. Надеюсь, что нам удастся найти консенсус по всем вышеперечисленным вопросам.