Напомню, что мы готовили данный законопроект более года при непосредственном участии сторон социального партнерства - правительства, объединений работодателей и профсоюзов. Некоторые их предложения не были учтены в редакции первого чтения. Более того, по отдельным пунктам остались разногласия. Поэтому мы решили подробно обсудить оставшиеся вопросы при подготовке документа ко второму чтению и зафиксировали это в постановлении Госдумы.
Мы договорились о том, что уточним некоторые понятия, которые используются в законопроекте. Также необходимо будет дополнительно проработать порядок признания граждан безработными и основания для снятия их с учета в центрах занятости.
Кроме того, мы уделим больше внимания трудоустройству людей с ограниченными возможностями здоровья. По ряду вопросов мы уже пошли навстречу общественным организациям инвалидов, усилив их участие в квотировании рабочих мест и предусмотрев возможность аренды этих рабочих мест в рамках установленной квоты. Но они считают, что мы дали слишком много полномочий субъектам Федерации в вопросах квотирования и это будет, с их точки зрения, ущемлять права инвалидов в ряде регионов. Будем еще раз подробно обсуждать эту тему с участием инвалидных организаций.
Помимо этого, мы уточним перечень мероприятий, направленных на поддержку работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места. Сейчас об этом сказано в законопроекте, но работодатели требуют большей конкретики.
Также необходимо оптимизировать объем информации, который работодатели должны предоставлять службам занятости населения. И, наконец, мы должны включить в наш законопроект нормы, которые касаются частных агентств занятости: раз они существуют и действуют на рынке труда, то требуется разграничение полномочий с государственной службой занятости и определение рамок, в которых они могут работать.
Еще одна тема, которую мы планируем обсудить, - к чему привязывать минимальный и максимальный размер пособия по безработице: к минимальному размеру оплаты труда или к прожиточному минимуму.
Напомню также, что ко второму чтению нашего законопроекта мы намерены подготовить целый ряд законов-спутников.
Еще до внесения законопроекта о занятости в Госдуму мы достаточно подробно прописали в нем особенности регулирования труда платформенно занятых, то есть людей, работающих через цифровые платформы. Но в ходе дискуссии мы договорились с социальными партнерами о том, что не будем включать эту часть в наш законопроект, а примем потом отдельный закон, в котором будут более подробно описаны взаимоотношения между работниками и операторами платформ, что позволит им решать споры цивилизованно.
Также потребуется ряд поправок в Трудовой кодекс.
В пятницу, 24 марта, состоится заседание рабочей группы Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов, занимающейся законодательством о занятости. На нем мы как раз планируем начать обсуждение с социальными партнерами поправок в законопроект о занятости населения ко второму чтению, обсуждение законопроекта о платформенной занятости и других связанных с этим изменений. Надеюсь, что нам удастся найти консенсус по всем вышеперечисленным вопросам.