Японский автоконцерн остановил производство на заводе в Петербурге почти сразу после начала специальной военной операции, в марте 2022 года. Затем объявил о тотальном уходе из России, его активы перешли в государственную собственность - ФГУП "Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт "НАМИ".
"В результате переговоров удалось выйти на формат, при котором предприятие сохраняет работоспособность: ключевые компетенции, производственный цикл и рабочие места, - сообщил в октябре глава Минпромторга России Денис Мантуров. - А это около двух тысяч сотрудников предприятия. НАМИ имеет возможность привлекать другие компании в качестве производственных партнеров, создавать совместные предприятия". Затем в декабре было объявлено, что предприятие переходит под управление АвтоВАЗа. И на петербургском заводе вскоре начнется выпуск новых моделей LADA. Президент АО "АвтоВАЗ" Максим Соколов назвал в числе первоочередных задач сохранение коллектива, скорейший старт выпуска машин, рост производства и локализацию с использованием в том числе кластера поставщиков Петербурга.
По официальным данным, производство автомобилей под брендом LADA в Петербурге планируется запустить во втором полугодии 2023-го. А сейчас сотрудников приглашают на рабочие места просто поприсутствовать, "без выполнения каких-либо действий, связанных с непосредственной трудовой деятельностью". Однако за прошедший год многие нашли подработку, сохраняя официальный статус трудоустроенного на автозаводе. Сейчас им нужно принимать решение - вернуться на прежнее место или уволиться.
В первом случае их пугают довольно туманные перспективы, во втором - придется писать заявление по собственному желанию, то есть уходить без дополнительных выплат. В то же время юристы, специализирующиеся на трудовых спорах, отмечают, что работодатель в данном случае, что называется, в своем праве: "Люди год получали две трети оклада вообще ни за что, теперь от них требуют присутствия на рабочем месте".
При этом городские власти не скрывают, что число занятых в автопроме будет сокращаться. По официальным данным, ранее в отрасли работали до 12 тысяч человек (вместе с поставщиками комплектующих), после оптимизации останется 3-4 тысячи сотрудников. Из России полностью ушли Toyota и Hyundai. Судьба южнокорейских активов пока не определена.
Тем временем Смольный планирует, что "компетенции специалистов завода Nissan будут использованы в проектах "АвтоВАЗ" и при производстве запасных частей для автомобилей марки Nissan". При этом японский бизнес сохранил за собой шестилетний опцион на обратный выкуп своей доли.