Тему экологии и водосбережения "Российская газета" обсуждает сегодня с депутатом Законодательного собрания Пермского края Дмитрием Пылёвым.
Дмитрий Павлович, к вам как депутату обращались жители округа с какими-либо запросами по экологической тематике?
Дмитрий Пылёв: Вы как в воду глядели с этим вопросом. Жители Краснокамска обращались с просьбой помочь в ликвидации последствий разгерметизации аварийных нефтяных скважин, оставшихся с советских времен и уже загрязняющих поверхностные воды. Они и сами приложили много усилий, чтобы сдвинуть с места гору наболевших проблем, в прошлом году через суд пытались добиться решения вопроса. Суд выиграли, но от бумаги до результата огромное расстояние.
Чтобы сократить его и ускорить попадание краснокамских скважин в проект "Генеральная уборка" Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, я встречался с министром природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, направил депутатский запрос в Минприроды России, Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра).
Генеральная уборка территории страны, как масштабный экологический субботник?
Дмитрий Пылёв: Не так упрощенно, конечно, ведь субботник - это организованное общественное мероприятие, бесплатный добровольный труд в нерабочее время, чаще всего в выходные. Потому и назван субботником или воскресником. Проект Минприроды "Генеральная уборка" направлен на решение многолетней проблемы ликвидации экологически опасных объектов по всей России.
Опасными могут быть как затонувшие в акватории вод суда, так и заброшенные буровые установки. Никакой бесплатной работы в нерабочее время. Это дорогостоящие мероприятия, проводимые профессионалами: инвентаризация объектов накопленного вреда, оценка их воздействия на жизнь и здоровье людей. По итогам обследования и оценки - их ликвидация.
В проект входят и мероприятия по ликвидации наиболее опасных скважин нераспределенного фонда недр, таких как скважины Краснокамского нефтяного месторождения. Они разрабатывались с 1936 по 1975 год, то есть были законсервированы более 50 лет назад. Как вы понимаете, за полвека и бетон много где разрушился, и металл проржавел, местами нефть уже выходит на поверхность.
Как получилось, что жилые дома оказались среди скважин, ведь это опасно для здоровья, не говоря уже об угрозе провалов и запахе сероводорода?
Дмитрий Пылёв: С того времени как люди начали добывать и перерабатывать нефть, они не могли не ощущать негативное воздействие этих процессов на окружающую среду: атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почву, растения и животных. Воздействие на состояние поверхностных водных объектов - ближайших рек и озер - особенно важно, так как за счет взаимосвязанности и протяженности водной сети токсичные вещества могут переноситься на большие расстояния, оказывая влияние на удаленные от источников загрязнения регионы. Из поверхностных вод идет забор воды для питьевого водоснабжения населенных пунктов.
Одна из протекающих скважин в Краснокамске, о которых мы говорим, как раз находится близ реки Малая Ласьва, и нефтесодержащая жидкость оттуда попадает в воду. В районе еще нескольких скважин чувствуется запах сероводорода.
После открытия "пермского Баку" в 1937-1938 годах город хотели перенести немного восточнее. Но сначала вовремя не были определены контуры нефтеносности месторождения, а позднее в этом отпала необходимость. Был изобретен и внедрен метод турбинного бурения, который позволял бурить скважины под наклоном, и стало возможно добывать нефть прямо из-под зданий и даже из-под русла Камы. Месторождение выработали примерно наполовину, и в 1975 году были законсервированы последние скважины. Сейчас оно относится к нераспределенному фонду и находится в ведении Роснедр.
Когда же запланирована "генеральная уборка" и можно будет увидеть результат?
Дмитрий Пылёв: Гора сдвинулась - пермским территориальным управлением Росприроднадзора проведено выездное наземное обследование скважин Краснокамского нефтяного месторождения. Обследовано 312 скважин, часть из них визуально соответствует требованиям о ликвидации и хорошо законсервирована, какие-то скважины частично разрушены и не соответствуют требованиям действующих нормативных актов, есть и такие, что находятся в неудовлетворительном состоянии и несут серьезную угрозу окружающей среде. Некоторые скважины разрушены настолько, что уже наносят экологический ущерб: наблюдается загрязнение земель и поверхностных вод.
Составлен перечень из 34 скважин, подлежащих ликвидации в 2023 году в Пермском крае, 10 из них относятся к Краснокамскому нефтяному месторождению. Это скважины 25, 35, 104, 158 на улице Краснокамской, скважина 65 неподалеку от СНТ "Рябинушка", скважина 41 около дома по улице Геофизиков,14, и скважина 80 в лесном массиве чуть севернее дома № 3 на улице 10-й Пятилетки. Кроме того, в десятку приоритетных к ликвидации вошли скважины 156, 245, 253 в Пермском районе: в сельском поселении Усть-Качкинское и Усть-Качкинском лесничестве Пермского лесхоза.
По оценкам экспертов нефтяной отрасли, на проведение ремонтных работ, изоляцию и консервацию каждой такой скважины, а также ликвидацию последствий протекания нефти потребуются десятки миллионов рублей. Консервацию будет проводить департамент по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу Роснедра, а последующая рекультивация земель в ведении муниципалитетов.