21.03.2023 11:20
Поделиться

Кадровые проблемы Арктики помогут решить исправительные центры

Исправительные центры для осужденных могут частично решить проблему кадрового дефицита в Арктической зоне России. О том, как такие центры стали частью экономики Поморья, шла речь во время "Делового завтрака" в архангельском филиале "Российской газеты". Гостем нашего пресс-центра стал начальник УФСИН России по Архангельской области Михаил Девятов.

Сеть исправительных центров в России растет: по данным Федеральной службы исполнения наказаний, к 2023 году в стране было создано 367 центров для 40 тысяч человек. Но потребность в них гораздо выше, поэтому количество мест в структурах для "принудительного труда" в ближайшие годы планируется увеличить до 80 тысяч.

На Северо-Западе больше всего исправительных центров, а также участков при них открыто в Мурманской и Архангельской областях (в Поморье с 2017 года создано пять). Их главная задача - социализация людей. Вместе с тем на северных территориях России осужденные к принудительному труду могут компенсировать отток работоспособного населения в другие регионы страны.

Кадровый дефицит Арктики "вычисляется" по количеству свободных рабочих мест - в Архангельской области этот показатель находится около отметки 10 тысяч. Как правило, в список "требуются" вписаны наиболее низкооплачиваемые вакансии. Сегодня непопулярные рабочие места начали занимать осужденные исправительных центров.

- Новый вид наказания - принудительные работы - действует в России с 2017 года. Люди, приговоренные к ним, живут в специально созданных общежитиях, в том числе и на базе предприятий, где они работают, - рассказал Михаил Девятов.

По его словам, бизнесу выгодно привлекать таких работников: руководители предприятий сами назначают им зарплату (не ниже прожиточного минимума), устанавливают режим рабочего времени (в соответствии с трудовым законодательством), а также заключают с осужденными трудовые договоры. Инвестиции бизнеса "укладываются" в создание рабочих мест и оборудование общежитий. Кстати, часть этих средств в некоторых регионах компенсируется предпринимателям из бюджета.

В обязанности УФСИН входит оборудование видеонаблюдения и надзор за порядком, который ведут штатные сотрудники исправительного центра. Питание осужденных в рабочее время организует предприятие, а в остальном люди обеспечивают сами себя: платят за ЖКУ, приобретают одежду. Кроме того, часть заработной платы (процент определяет суд) идет в доход государства.

Один из осужденных зарабатывал больше 100 тысяч рублей в месяц

В каждом регионе СЗФО за шесть лет сформировалась собственная специфика принудительных работ. В Архангельской области исправительные центры действуют в основном в сфере лесообработки (в одном из них, к примеру, трудятся сегодня 90 осужденных). В Новгородской области крупный центр открыли на мясокомбинате, в Вологодской - на базе племзавода, в Ленинградской области такой центр создается даже на базе РЖД. Тем временем в Республике Коми многие осужденные трудятся в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Важно и то, что эффективность "принудительного" труда не отличается от обычного. Этому способствует высокая мотивация:

- Осужденные в таких центрах имеют право жить с семьями - те, кто хорошо себя зарекомендовал, отработал, как написано в законе, треть своего срока или в среднем полгода, а также не имеет претензий со стороны работодателя. То есть человек живет как обыкновенный гражданин, но приходит ежедневно на свое рабочее место и раз в неделю отмечается у нас, - объясняет Михаил Девятов. - А вот при нарушениях трудовой дисциплины осужденного по решению суда могут отправить обратно в колонию.

Вот, кстати, еще один плюс, который отмечают работодатели: расторгнуть договор с осужденным, не справляющимся с обязанностями, достаточно просто. Но это скорее исключение - по словам Михаила Девятова, люди в исправительных центрах стараются использовать предоставленную государством возможность социального лифта:

- Как правило, работодателям требуется низкоквалифицированная сила. Но некоторых рабочих они повышают до уровня мастеров. А почему нет? Если человек хорошо себя зарекомендовал и совершенствуется в профессии.

При этом часть осужденных получают на принудительных работах вполне неплохую для своего положения заработную плату - в Архангельской области она доходит до 30-40 тысяч. В других регионах есть даже высокооплачиваемые ставки. К примеру, один из осужденных, заведующий гаражом в исправительном центре Новгородской области, зарабатывал свыше 100 тысяч рублей в месяц.

Неудивительно, что после окончания срока люди нередко остаются работать на своем предприятии. В Поморье - в основном в сфере ЛПК. Доводов за несколько. Как правило, осужденные поступают в центры рядом с местом регистрации по месту жительства. А если учесть, что работу с непогашенной судимостью непросто найти в любом регионе, какой смысл после возвращения домой обращаться на биржу труда?

Кстати

Сегодня в колониях УФСИН России Архангельской области более двух с половиной тысяч человек ждут замены наказания на более мягкое - надеются перейти на принудительные работы в исправительных центрах. Подготовиться к этому можно в девяти профтехучилищах УФСИН по 55 профессиям:

- Для сферы ЛПК у нас созданы отдельные учебные группы, - рассказывает глава управления. - А в целом УФСИН сегодня выступает на рынке труда как один из основных поставщиков рабочей силы для региона. Причем если есть потребность по конкретным специальностям - обучаем их в наших учреждениях.