- Рослесхоз развивает дистанционный мониторинг незаконных рубок. Мы с помощью космоснимков выявляем лесонарушения, сравниваем их с законными рубками и фиксируем незаконные рубки. Соответственно, в прошлом году мы выявили 300 тысяч кубических метров древесины незаконной рубки, - сказал на недавней встрече с главой правительства РФ руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Советников.
Причем именно на тех территориях, где регулярно проводится дистанционный мониторинг, объемы незаконных рубок снижаются - это подтверждают данные Рослесинфорга. На Северо-Западе хороших результатов удалось добиться в Архангельской и Вологодской областях.
Так, в 2022 году космический мониторинг проводился на более чем трети земель лесного фонда Поморья: зона дистанционного мониторинга составила 9,5 миллиона гектаров, из них около двух миллионов мониторились непрерывно. В итоге количество незаконных рубок в Архангельской области в прошлом году уменьшилось со 132 до 120.
В Вологодской области "космический" охват лесов увеличили в прошлом году до 7,4 миллиона гектара - это 64 процента общей площади лесного фонда региона. Как результат, количество незаконных рубок на Вологодчине по сравнению с 2018 годом снизилось на 44 процента, а ущерб, который причиняют черные лесорубы, снизился на треть.
В Поморье считают, что ослаблению подпольного "зеленого" рынка способствуют также изменения законодательства РФ. Об этом прокурор Архангельской области Николай Хлустиков рассказал на своей мартовской пресс-конференции.
- Большинство лесных насаждений находятся в аренде. Крупные промышленные предприятия "заходят" на арендованные лесные участки и занимаются вырубкой деревьев на законных основаниях. Но передача лесных участков в пользование предполагает также определенные обязанности: арендаторы должны следить, чтобы на их территориях не проводилась незаконная вырубка леса, - подчеркнул прокурор.
Причем если такие случаи все-таки фиксируются, владельцы лесного бизнеса отвечают рублем: в России сформировалась судебная практика, когда претензии материального характера по поводу незаконных рубок адресуются арендатору. Соответственно весь ущерб от них, даже если виновники не установлены, возмещают арендаторы. В итоге государством выстроена логистика, которая помогает сокращать количество незаконных рубок на территории России - бизнесу они стали крайне невыгодны.
В прокуратуре также отметили, что определяющим фактором, который останавливает "черных" лесорубов, становится возмещение ущерба - административное и уголовное наказание с ним часто несопоставимы.
Есть конкретные примеры. Так, в Вельском районе Поморья виновный в "черной" рубке леса должен будет заплатить около пяти миллионов рублей - существенная сумма для любого гражданина. Тем временем в Республике Коми в конце прошлого года индивидуального предпринимателя обязали погасить ущерб в размере четырех миллионов рублей: у троих местных жителей он купил льготу на вырубку леса, заготовил более 500 кубометров сосны и ели по минимальной цене, после чего распорядился ими по своему усмотрению. Кстати, в этой ситуации к возмещению ущерба добавились уголовное дело и лишение свободы.
Крупный объем украденного леса полицейские выявили недавно в Ленинградской области - сумма ущерба государству составила 104 миллиона рублей. По версии следствия, владелец и генеральный директор коммерческой фирмы организовали нелегальный спил деревьев хвойных пород в Приозерском лесничестве, помимо заготовки на официально разрешенных участках. Просто прибавили соседние делянки, видимо, в надежде, что никто не заметит.
В прокуратуре предупреждают: если ущерб от незаконной рубки превышает пять тысяч рублей, он считается значительным и виновный попадает под уголовное преследование по 260-й статье УК. Штраф в этой ситуации может составить до 500 тысяч рублей, а лишение свободы - до двух лет. Если же речь идет о группе лиц, предварительном сговоре, а также использовании служебного положения, срок лишения свободы может увеличиться до семи лет.
Вместе с тем в Архангельской области в прошлом году впервые за многие годы появились районы, где не было зарегистрировано ни одного нарушения в лесу - так, в Шенкурском и Карпогорском лесничествах в 2022 году количество незаконных рубок снизилось до нуля.
А в Рослесхозе считают, что наведению порядка в лесном фонде способствует также система электронных сопроводительных документов, которая начала действовать с января 2022 года:
- До этого водитель лесовоза просто брал бланк, заполненный от руки, держал его в кабине и ждал, остановят его на дороге или нет. С одним бланком можно было пять раз проехать, а можно и десять раз проехать, - рассказал глава ведомства Иван Советников. - С 1 января любой рейс автомобильного, железнодорожного или речного транспорта, который перевозит круглый лес, у нас фиксируется в ЛесЕГАИС. За этот период - чуть больше года - в системе 8,5 миллиона сопроводительных документов на общий объем древесины более 550 миллионов кубометров. Ежедневно мы получаем 30 тысяч электронных сопроводительных документов больше чем на один миллион кубических метров древесины.