Специалисты отмечают, что дноуглубительные работы такого масштаба никогда еще не проводились на канале. Но сегодня назрела острая необходимость увеличить его глубину. Канал имеет стратегическое значение, он соединяет участок реки Бахтемир, главный рукав в дельте Волги, и Каспийское море через мелководную часть дельты Волги в Астраханской области. Это единственная артерия, связывающая внутренние водные пути нашей страны с Каспием. Сегодня ее состояние оказывает влияние на активность торговых связей с Индией, Ираном, Пакистаном, со странами Ближнего Востока.
В прошлом году специалисты Росморпорта подняли со дна канала более пяти миллионов кубометров грунта. Для этого было привлечено рекордное количество флота. Результат - обеспечена проходная глубина 4,2 метра.
- В 2023 году будет значительно увеличена группировка земснарядов. Поднимут около 12 миллионов кубометров грунта, что станет рекордным показателем за все время функционирования ВКМСК, - сказал министр промышленности, торговли и энергетики Астраханской области Илья Волынский.
Чтобы понять, какая масштабная деятельность начнется этой весной, достаточно сказать, что в 2023 году на ВКМСК придется более половины дноуглубительных работ, запланированных Росморпортом на всех объектах России.
Напомним, губернатор Игорь Бабушкин на встрече с президентом России Владимиром Путиным обратился с просьбой поручить федеральному Минтрансу обеспечить глубину канала до проходной осадки судов 4,5 метра. В декабре глава государства дал задание отраслевому ведомству провести дноуглубление до необходимых значений.
По словам Ильи Волынского, в марте в канал должна выйти необходимая техника. Уже сейчас строят заградительные дамбы. В апреле количество работающих на ВКМСК земкараванов доведут до десяти, а в мае - до 15. В дальнейшем состав дноуглубительного флота станет еще больше, соответственно, увеличится и суточная выработка. Самую сложную работу необходимо провести на 40-километровом морском участке, который заносит землей быстрее других. Закончить реконструкцию канала планируется до 2027 года.
Однако есть и сложности. Судостроительная отрасль Астраханской области оказалась в затруднительном положении из-за санкций. Закупить оборудование в европейских странах теперь значительно труднее, а зачастую просто невозможно. По этой причине возникли проблемы с завершением проектов, где была предусмотрена установка именно такого оборудования. А если его все же удается заменить аналогичным, это требует коррекции конструкторской документации. В результате затягиваются сроки сдачи судов в эксплуатацию.
По информации министерства промышленности, торговли и энергетики области, эти проблемы коснулись строительства серии земснарядов на заводе "Лотос". На специализированных судах планировали использовать оборудование из Голландии. Найти выход помогли российские компании, предложившие собственные технические решения, программное обеспечение и оборудование. Для дноуглубительных работ на Волго-Каспийском канале есть вся необходимая техника.
Справка "РГ"
Грузооборот морских портов Астрахань и Оля за прошлый год составил около трех миллиона тонн, что на 14,5 процента больше по сравнению с 2021 годом. В этом году тенденция сохранилась. Роста грузооборота удалось достичь благодаря активизации перевозок по транскаспийскому участку МТК "Север - Юг". Перспективы дальнейшего увеличения грузооборота специалисты связывают с развитием Каспийского кластера, который объединил две особые экономические зоны - портовую и промышленно-производственную. Сейчас в регионе строят крупнейший в стране контейнерный хаб мощностью 3,3 миллиона тонн с новыми терминалами для перевалки масла и зерна. Он заработает в 2024 году.